Фиринат Халиков

Ф. Халиков и И. Исмагилов Персональная выставка к 50-ти летию художника

Творчество известного художника Фирината Халикова по-настоящему заложило основы современного художественного казановедения. Его нескончаемый изобразительный «эпос», вылившийся в грандиозное панно и целые серии картин — научно-художественные реконструкции и картины обобщения эпизодов истории древней и средневековой Казани беспрецедентный случай проникновения в исчезнувшую цивилизацию, торжество высокого профессионализма и принципов русской исторической школы живописи.
По стечению обстоятельств (художник окончил Кировское художественное училище им. Бр. Васнецовых, а затем прошёл стажировку в творческих мастерских Академии художеств России в Г. Казани под руководством действительного члена Академии художеств Х.А. Якупова), Ф. Халиков, оказался одним из первых в татарском искусстве художников, освоивших всю, ныне утерянную со времён Фешина и Бенькова, систему канонов классического искусства, строящуюся на тональной живописи, безупречном знании рисунка и световоздушной перспективы. Ежегодные поездки в Дом творчества-«Академическая дача им. И.Е. Репина»- позволили Халикову совершенствовать мастерство живописца и рисовальщика. Ещё в начале 80-х годов XX века он, являясь членом творческого объединения «Москворечье», успешно выставлялся на крупнейших выставках в нашей стране и за рубежом с темой «Умирающая деревня».
Вернувшись в Татарстан, на историческую Родину, художник с головой ушёл в постижение татарского этноса, истории, национальной культуры и быта. С посещения древних заповедных мест и памятников архитектуры волжских болгар, где когда-то побывали я оставили драгоценные этюды К. Саврасов. И. Шишкин, Ф. Халиков обра свою Тему в искусстве, обратившись к жанру «исторического пейзажа» в картины воссоздав затем целый, никем нетронутый пласт тысячелетней историй Казани.
«Вечная Казань» - серия, состоящая более чем из 16 картин написанных за период с 1997 по 2004 годы. Автор впервые в истории изобразительного искусства и исторической науки Татарстана сделал попытку на научной основе воссоздать облик древней Казани с момента ее возникновения в IX веке и до периода присоединения к Руси в XVI веке. По мнению специалистов-историков, архитекторов и искусствоведов попытка увенчалась успехом.

Богатая фантазия художника позволяла ему показать различные исторические этапы и стороны жизни Казанского ханства, начиная с возникновения, расцвета (панно «Светозарная Казань»), до периода упадка и крушения («Казанский Кремль зимой», «Выезд хана», «Приезд постов из Москвы»). Художник проявил себя как замечательный мастер психологической драмы и батальных сцен (картины «Суд хана», «Прощание Сююмбеки», «Сдача хана Едигера», «Атака Япанчи», «Взятие Казани»).

Живописец Ф. Халиков показал трагедию Казани «с татарской стороны», опираясь на исторический материал и летописи, а также дошедшую до нас в русских и зарубежных источниках иконографию древнего города. В картинах, изображающих батальные сцены, он рисует воинов той и другой стороны одинаково достойными друг друга, однако, как и Гомер в «Илиаде», порицает войну.
Художественная концепция творчества Ф. Халикова следование законам живописи, открытым мастерами прошлого. - изображение правды жизни, гармоническое сочетание реального н вымышленного, опора на достоверность, - позволяют ему сегодня быть востребованным как объективному исследователю и летописцу отечественной истории. Его картины, полные достоинства и величия духа предков, несут громадное нравственно-воспитательное значение и служат формированию нового поколения, необремененного предвзятостью в отношении к тем или иным народам и фактам истории.
Творческая деятельность живописца Ф. Халикова вызвала большой интерес к древней истории Казани, к дате ее возникновения, а также способствовала включению ансамбля Казанского Кремля в «Список» Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Созданные художником Ф. Халиковым полотна признаны общественностью как значительное явление в изобразительном искусстве Татарстана и России об этом свидетельствуют многочисленные публикации в центральной я республиканской прессе, передачи на радио и телевидении.

Д. Диасова

Адрес: РТ, Казань, Кремль, Национальная художественная галерея «Хазинэ»

тел: (843) 5678-043