День Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября

Икона Казанской божьей матери

"Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".

В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы — 8/21 июля.

04.10.2008 — Более семи тысяч человек приняли участие в крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери, который состоялся в Казани. Чествование великой святыни ежегодно происходит в память о чудесном избавлении Москвы от поляков во время Смуты, собирая множество верующих –, которые приезжают со всей России, с целью поклониться чудотворному образу.

Торжества начались с Божественной литургии в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Далее верующие прошли с молитвами от Благовещенского собора до Крестовоздвиженской церкви – того самого места, где сейчас хранится икона и где она была обретена.

Казанско-Богородицкий женский монастырь возник на месте обретения одной из главных святынь Русской Православной Церкви, самой почитаемой в прошлом и сейчас чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.

В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар, выгорел и район, прилегавший к кремлю с северо-востока. Двенадцатилетней девочке Марфе Онучиной, дочери казанского стрельца Данилы, было видение, что на пепелище двора Онучиных находится чудотворная икона. 8 июля Марфа обнаружила ее на глубине более аршина. Икона сразу привлекла внимание, была увезена в Москву, а позже по указу царя Федора Иоанновича возвращена в Казань, и на месте ее обретения около 1591 года был основан Богородицкий девичий монастырь.

Уже в конце XVI века икона Казанской Божьей Матери была известна по всей России, но особую славу она приобрела в Смутное время. Казанский отряд, отправившийся в 1611 году в ополчение, взял с собой список с иконы, который находился в войске Минина и Пожарского.

С иконой Казанской Божьей Матери связывалось освобождение Москвы и утверждение династии Романовых. Список с иконы был помещен в построенном на Красной площади Казанском соборе.

С этого времени чудотворная икона Казанской Божьей Матери стала самой почитаемой в России, тысячи приходских и монастырских церквей освящались в ее честь.

Паломничество в Казань приобрело массовый характер.

С иконой Казанской Божьей Матери связывалась и победа в Отечественной войне 1812 года.

Казанский собор на Невском проспекте Санкт-Петербурга стал главным памятником победе в этой войне.

Главной во все время существования монастыря была деятельность, связанная с культом иконы Казанской Божьей Матери: прием паломников, службы, организация празднеств 8 июля (в день обретения иконы) и 22 октября (в честь избавления от поляков).

Казанско-Богородицкий монастырь, сначала занимавший не­большую площадь, постепенно разросся и к началу XIX века за­нял обширный неправильный мно­гоугольник, ограниченный нынеш­ними улицами Большой Казан­ской, Поперечно-Казанской, На­горной и ныне не существующим Пятницким переулком, отделяв­шим монастырь от территории приходской Пятницкой церкви. К сожалению, утрачен главный со­бор монастыря, являвшийся архи­тектурной доминантой и выдаю­щимся памятником русского классицизма, где и находилась чу­дотворная икона. Собор был по­строен вместо старого собора 1594-1595 годов по проекту изве­стного зодчего Ивана Егоровича Старова и под наблюдением казан­ского архитектора Филиппа Емельяновича Емельянова. На заклад­ке собора 30 мая 1798 года присут­ствовал император Павел I с вели­кими князьями Александром (бу­дущим императором Александ­ром I) и Константином. В 1808 году храм был расписан и освящен.

В настоящее время на месте собора находятся корпуса табачной фабрики. Утрачена и шестиярусная монастырская колоколь­ня высотой 55 метров, построен­ная, скорее всего в первой поло­вине XVII века. Сейчас на ее месте площадка перед проходной табач­ной фабрики.

Постройка табачной фабрики, позднее и жилых домов в западной части монастыря разрушили цель­ность архитектурного ансамбля, от которого сохранился ряд построек: церковь Николы Тульского, Со­фийская церковь, Крестовоздвиженская церковь, ряд келейных корпусов, здания церковно-приходской школы и золотошвейной мастерской.

Церковь Николы (Николая) Тульского существовала уже в год обретения чудотворной иконы Ка­занской Божьей Матери и была построена, вероятно, выходцами из Тулы, которых было много сре­ди первых русских поселенцев в Казани. Именно в этой церкви зна­менитая икона находилась в пер­вые месяцы после обретения. Вме­сто нее в 1686 году были построе­ны каменные летняя Николо-Тульская и зимняя Троицкая церкви, сгоревшие в 1742 году. Выстроенная вместо них новая ка­менная церковь в 1803 году из приходской была обращена в мо­настырскую, но вскоре также бы­ла снесена. По проекту, составлен­ному архитектором Яковом Михайловичем Шелковниковым, в 1810-1816 годах был построен новый Николо-Тульский храм, ко­торый стал зимним собором мо­настыря, и в нем зимой находи­лась и чудотворная икона Казан­ской Божьей Матери.

Софийская церковь, располо­женная на южной стороне монас­тыря, служила надвратной церко­вью до тех пор, пока не была по­строена новая ограда, и церковь не оказалась в глубине монастырской территории. Автором проекта был, вероятно, тот же Я.М. Шелковников. В 1807 году Софийская церковь, еще не будучи достроенной сильно пострадала в пожаре 1815 года. Ее строительство завершилось лишь к 1825 году (на средства дворян Мусиных-Пушкиных), когда храм и был освящен.

В 1993 году Софийская церковь возвращена верующим действует как приходская.

В церковно-приходской школе и золотошвейной мастерской был корпус, построенный в 1895-1896 годах по проекту Ф.Н. Малиновского, в котором учились в основном сироты из монастырского приюта. Некоторые его воспитанницы впоследствии становились настоятельницами Казански го монастыря.

Каменная стена окружила монастырскую территорию в 1803 году. Позже стены были перестроены. Нынешние главные ворота монастыря сооружены по проекту, утвержденному Александром I в 1810 году.

По легенде, первой настоятельницей монашеской общины возникшей сразу после обретения иконы, была обнаружившая Марфа Онучина, в монашестве Матрена, но достоверных данных об этом не сохранилось.

При царе Федоре Иоанновиче, когда монастырь приобрел официальный статус и был построен собор, общиной руководила игуменья Мария, которую можно причислить к числу лиц, оставивших заметный след в истории монас­тыря.

В 1795-1807 годах игуменья София (в миру — княжна Любовь Борисовна Волховская), происхо­дившая из состоятельных казан­ских дворян, пользовалась боль­шим влиянием и уважением в го­роде. При ней в монастыре велись большие строительные работы и были составлены планы, по кото­рым монастырь строился уже пос­ле ее смерти. В 1798 году ее гостями были император Павел I и ве­ликие князья (Александр и Константин).

В1807-1822 годах настоятель­ницей была игуменья Назарета, которая в 1821 году в Санкт-Пе­тербурге встречалась с Александром I и его супругой Елизаветой Алексеевной. Выдвигавшиеся позднее против Назареты обвине­ния в самоуправстве не нашли подтверждения, однако настоя­тельницу все же перевели в Московский Алексеевский монас­тырь.

Назарета, как и бывшие до нее игуменьями Евпраксия и Дорофея, были сиротами, воспитыва­лись в Богородицком монастыре с раннего детства.

В 1867-1880 годах игуменья Анфия (Тюлькина), дочь отстав­ного унтер-офицера, была извест­на как выдающаяся вышивальщи­ца риз, до настоятельства много лет руководила вышивальной ма­стерской. При ней в монастыре большое внимание уделялось ре­меслам.

В 1904 году при игуменье Маргарите (Марии Михайловне Максоровой), дочери дьякона, произошли беды, связанные с ут­ратой иконы Казанской Божьей Матери.

В ночь на 29 июня 1904 года икона Казанской Божьей Матери и стоящая рядом особо почитае­мая икона Христа Спасителя бы­ли похищены из-за драгоценных окладов. Злоумышленников вско­ре арестовали, они признались, что иконы сожгли.

Однако гибель чудотворной иконы не остановила потока па­ломников к месту ее обретения. На месте похищенной святыни в со­боре была установлена подарен­ная Константинопольским патри­архом Иоакимом III икона Божьей Матери Паммакристы («Всеблаженнейшей»).

В 1910-1913 годах в подземе­лье под собором, на месте обрете­ния иконы Казанской Божьей Ма­тери, была выстроена Рождественско-Богородицкая церковь, а непосредственно там, где лежала икона, — часовня (освящены 20 июня 1913 года).

Великая княгиня Елизавета Федоровна (ныне кано­низированная Русской Право­славной Церковью), на чьи сред­ства построены церковь и часовня, присутствовала и при закладке, и при освящении этого храма.

Многие списки с Казанской иконы прославились в свое время чудесами. Таковы: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие.