Полцарства за коня

Аллегорическая группа: ЕвропаС 26 января по 23 сентября 2007 года в Центре «Эрмитаж•Казань» проходила выставка «“Полцарства за коня…” Лошадь в мировой культуре». Экспозиция включает свыше 600 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, памятники нумизматики и книги.

Выставка, посвященная теме коня, впервые демонстрирует на музейных экспонатах не только историю служения лошади человеку, но и взгляд на историю цивилизации через призму «конской темы».

Богатейшие коллекции Эрмитажа, отражающие практически всю материальную и духовную культуру с древнейших времен до наших дней, дали возможность создать экспозицию, охватывающую необычайно обширный и разнообразный материал, относящийся к разным эпохам (от I тысячелетия до н.э. - эпохи поздней бронзы и раннего железа, - до начала XX столетия), и раскрыть тему, показав явление в его историческом развитии.

На выставке соседствуют украшения конской сбруи, выполненные в скифскую эпоху, уздечные наборы сарматов и средневековых кочевников степей Подонья и Приднепровья; античные сосуды и изображения лошадей в миниатюре и пластике, созданные в различные периоды на Востоке – в Центральной Азии, Иране, Китае, Японии.

Тема коня в искусстве Западной Европы и России раскрывается в великолепных живописных и графических конных портретах царствующих особ, в сценах охот, турниров, сражений, а также в изображениях на самых разнообразных предметах прикладного искусства – от шпалер и декоративных скульптурных групп до дамских шкатулок и детских игрушек.

Особую группу памятников составляет амуниция и костюмы наездников, а также нумизматический материал (медали, ордена, знаки) и книги, связанные с темой выставки.

Верховая лошадь со всем ее снаряжением – это своего рода образ эпохи и страны. Сбруя демонстрирует уровень развития технологии и вкусы общества; тип лошади отражает потребности в ее использовании, выявляя род занятий и образ жизни людей, а отношение к коню и его место в иерархии ценностей в известной мере характеризуют духовную культуру.

Образ коня вплетается в мифы и сказочные сюжеты, занимает важнейшее место в эпосе разных народов, в религиозных верованиях и священных ритуалах. Культ коня лежит в основе различных оберегов с его изображением – от коньков на крышах до ювелирных украшений. Поясные пряжки и ожерелья, украшенные головками или фигурками лошадей, имели охранительную функцию. В мифо-ритуальном контексте конь выступает также как посредник, связующее звено между разными мирами.

Конь занимает важнейшее место в мировой культуре. Без коня невозможно представить развитие евразийской цивилизации.

К выставке «“Полцарства за коня…” Лошадь в мировой культуре» научными сотрудниками Государственного Эрмитажа подготовлен иллюстрированный каталог (издательство «Славия», СПб., 2007), состоящий из трех разделов: «Кони и всадники великих древних культур Евразии», «Восток и Запад от средневековья до Нового времени: воины, властители и эпические герои», «Россия между Западом и Востоком. Война и мир в XVIII – начале XX века», словарь терминов и библиографию. Издание предворяют Вступительное слово Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева и Вступительная статья директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского.