Якупов Х.А. По выставочным залам Национальной художественной галереи «Хазинэ»/продолжение..../

Продолжаем знакомство с экспозицией 2-ого этажа Национальной художественной галереи «Хазинэ» в Казанском Кремле.

Первые шесть залов художественной галереи посвящены творчеству Хариса Якупова

Харис Абдрахманович Якупов

Памяти Габдуллы Тукая. Триптих (часть). 2000 Х.А. Якупов - Народный художник Татарстана и СССР, действительный член Академии художеств РФ. Творчество Якупова - это целая эпоха в татарской художественной культуре. Коллекция произведений Х.А. Якупова в национальной художественной галерее насчитывает порядка 300 работ 1940-2000-х гг. Это и живописные произведения, раскрывающие его художественное своеобразие и творческую свободу, и уникальное собрание графики военных лет. Раздел экспозиции, посвященный творчеству X. Якупова, часто называют галереей в галерее. Действительно, в шести залах экспозиции представлены лучшие работы этого автора, раскрывающие основные этапы его творческой жизни.

Желание рисовать появилось у Якупова в раннем возрасте: он перерисовывал понравившиеся картинки из журналов и книг, продавал свои рисунки на базаре, помогая небольшим своим заработком многочисленной семье. Однажды на улице он увидел художника за мольбертом, и понял, что это и есть его призвание, Он легко сдал экзамены и поступил в Казанское художественное училище. В январе 1940 года, с пятого курса, Якупов, а с ним еще десять однокурсников были призваны в армию, дипломные работы были зачтены по эскизам.

Военная подготовка проходила в г. Кузнецке, в Татищевских лагерях с раннего утра и до позднего вечера. 22 июля 1941 года молодой боец уже участвовал в бою. Возможность хотя бы урывками заниматься рисованием появилась у Якупова только в декабре 1941 года. Сначала он рисовал только ночью, отрывая минуты от сна, но однополчане, увидев рисунки, поддержали молодого художника, и Якупов стал рисовать портреты бойцов. Эти портреты они отправляли домой, своим родным и близким. В полевой сумке всегда наготове лежали самодельный альбом и карандаш.

Сохранилось около 250 рисунков, они являются сейчас бесценными художественно-документальными свидетельствами военного времени. Весной 1944 года, когда 60-я армия штурмовала Тернополь, в землянку к бойцам спустился генерал Черняховский. Якупов стал докладывать по карте положение на переднем крае, и тут Черняховский увидел на столе рисунки. Полистав их, сказал, что в этом самодельном альбоме заложена большая сила. Слова генерала воодушевили художника и оказались пророческими для него. Впоследствии частенько в трудные минуты жизни Якупов вспоминал слова боевого командира.

Фронтовые дороги Якупова прошли через Сталинградское сражение, Курскую дугу, Львов, Польшу, Германию, Чехословакию. Он был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». День Победы Якупов встречал в Праге, а затем было возвращение домой, в родную Казань.

Началась мирная созидательная жизнь. Это были годы плодотворной творческой работы, и в 1948 году состоялась первая персональная выставка, где молодой живописец заявил о себе как зрелый мастер и профессионал. В 1958 году за иллюстрации к татарским народным сказкам художнику была присуждена Государственная премия ТАССР имени Г. Тукая. В 1963 г. было присвоено звание народного художника РСФСР.

В 1950 году, по совету композитора Н. Жиганова, мастер задумывает большое полотно о М. Джалиле - «Перед приговором». В то время еще существовало устойчивое мнение о предательстве Джалиля и его соратников. Свою веру в героизм татарского поэта Жиганов вселил и в сердце Якупова, потом эта уверенность подтвердилась достоверными сведениями из Германии. Сам Якупов помнил Джалиля - невысокого, крепкого сложения человека (поэт однажды присутствовал и выступал на занятиях их школьного кружка).

Художник поставил перед собой две задачи. Первая - суметь через образ Джалиля передать содержание его поэзии, его борьбы. Вторая задача, поставленная художником, - средствами психологической живописи разоблачить врагов. Очень пригодились сделанные зарисовки пленных, опыт работы в жанре политической антифашистской карикатуры. Но в картину нельзя было перенести карикатуру. Суть фашистов надо было раскрыть в облике отнюдь не уродливых, а уверенных в себе, в своей силе людей. Прослеживается глубокое внутренние соответствие живописного образа Джалиля его героическим стихам.

Современная жизнь страны диктовала новые темы для художественного воплощения. Героями картин художника стали жители деревни Шали - доярки и животноводы. Позировали ему на полевом стане в короткие минуты отдыха, на фоне освещенных солнцем лугов. Работа на пленэре увлекала художника декоративной звучностью цвета. «Сильные люди. Портрет доярок колхоза им. М.Вахитова», «Передовые животноводы - пастухи» (1964 г.) Они созданы как бы на стыке двух жанров: группового портрета и бытовой картины.

«Сильные люди». 1964 г. Изображены женщины, которые трудились во время войны, содержали семьи, следили за домом, пока их мужья сражались на фронтах войны и, при всем при этом продолжают улыбаться, верить, жить, трудится. Автор показывает людей, не сломленных тяготами и лишениями войны. Это подчеркивает и мажорный строй картины.

В произведениях художника вырисовывается как бы один главный образ, один главный сюжет: человек и его дело, его место на земле. В них раскрывается концепция сильного и мужественного народного характера. Более десяти лет художник работал над монументальным полотном «Казанские студенты. Год 1887-й» (1968-1980), которое было посвящено сходке студенческой молодежи Казани. Мастер создает, коллективный портрет казанского студенчества 1880-х годов, историзм полотна заключается в раскрытии духа, характера людей, в кульминационном моменте: вручение студенческой петиции ректору университета.

Харис Абдрахманович Якупов своим многогранным творчеством создал эпическую художественную летопись Татарстана XX века. Как педагог он дал путевку в жизнь многим ведущим мастерам Республики. Построение современной системы всей художественной жизни Татарстана во многом заслуга Хариса Абдрахмановича Якупова.

Персональная галерея Х.А.Якупова представляет разные грани его творческого наследия и является закономерным итогом его плодотворной деятельности.