Портрет великой княжны Ольги Николаевны. 1844
Витали Иван Петрович Мрамор.
52 × 41 см Поступление: из личных комнат Зимнего дворца
Инв. № Н.Ск. 931 Выставки: 1999 Санкт-Петербург. Пушкин и
Зимний дворец.
Кат. 73; 2007 Palermo
Литература:
- Рамазанов 1863.
Кн. 1;
- Ногаевская 1954;
- Якирина,
Одноралов 1960;
- ГРМ 1988. С. 39;
- Кривдина
1999;
- Кривдина 2006.Витали
Великая княжна Ольга Николаевна
(1822—1892) — вторая дочь императора Николая I и императрицы Александры
Федоровны. В 1846 г. вышла замуж за наследного принца
Вюртембергского Карла, с 1864 г. — королева Вюртембергская.
Иван
Петрович Витали — приверженец романтизма в
скульптуре, «романтический идеалист», по определению Н.Н. Врангеля.
Родился
в Санкт(Петербурге в семье итальянского формовщика Пьетро Витали.
Учился в Иезуитской школе при церкви Св. Екатерины. В
1806—1818 гг. одновременно числился вольноприходящим учеником
Императорской Академии художеств и обучался мастерству мраморщика в
мастерской А. Трискорни. В 1818 г. переехал в Москву, где
открыл собственную мраморную мастерскую. С 1818 по 1841 г.
работал в Москве; за это время исполнил группы «Милосердие» и
«Воспитание» для здания Воспитательного дома (1820—1821, известняк;
Всероссийский музей им. А.В. Щусева); рельеф «Милосердие» для портика
здания Опекунского совета и скульптурные группы «Совет» и «Кредит»
(1823—1825, известняк). В 1829—1830 гг. работал над
монументальной композицией «Минерва в окружении гениев и аллегорических
фигур Науки и Искусства» для аттика Московского технического училища.
Совместно со скульптором И.Т. Тимофеевым участвовал в декоративном
оформлении Триумфальных ворот, сооруженных в честь победы в
Отечественной войне 1812 года (1829—1834, бронза, листовая медь). Автор
декоративных фонтанов на Театральной и Лубянской площади (1835,
бронза). В 1836 г. за вылепленный с натуры бюст К.П.
Брюллова получил звание неклассного художника, а в 1840 за бюст В.К.
Шебуева — звание академика (оба гипс, ГРМ). В 1841 г. Витали
переехал в Санкт(Петербург, заключив контракт со Строительной комиссией
Исаакиевского собора. Он выполнил бронзовые монументальные
барельефы для фронтонов «Поклонение волхвов» и «Св. Исаакий
благословляет императора Феодосия» (1843—1844).
Возглавив работы по декоративному оформлению собора, до 1854
г. создал свыше трехсот статуй и рельефов, включая скульптуру
внутренних и наружных дверей, сводов и барабана главного купола. Преподавал
скульптуру в Академии художеств. С 1842 г. — профессор 2(й
степени; с 1852 — профессор 1-й степени. В 1843 г. принял
российское подданство. В 1849 г. за выполнение статуй для
Георгиевского зала Кремлевского дворца в Москве (архитектор К.А. Тон)
награжден золотой медалью. В 1850 г. назначен почетным
скульптором Эрмитажа без жалованья. В последний период
творчества создал памятник императору Павлу I для Гатчины (1850—1851,
бронза, гранит), статую Венеры (1852, мрамор, ГРМ). Выдающийся мастер портрета.
Широкую известность получили бюсты А.С. Пушкина (1837, гипс, Музей
ИРЛИ; бронза, ГРМ, ГТГ), П.Ф. Соколова (1837, гипс, ГРМ), великого
князя Михаила Павловича (1848, бронза, ГЭ, ГРМ). Плодотворно работал над
произведениями мемориальной пластики.
Оценивая творчество И.П. Витали, Н.Н. Врангель писал, что тот «реально воплотил в живые формы
свои visions antiques. Вот отчего в нем нет академизма и условности
классиков, но нет и грубого реализма. Витали всегда говорит правду и
только правду, но она выражена в изящных и эффектных словах».
Это наглядно подтверждает и показанный на выставке
антикизированный бюст-герма великой княжны Ольги Николаевны. Модель
портрета Витали создал в 1844 г. (в собрании ГРМ хранится
гипсовый бюст великой княжны, подписанный скульптором и датированный
1844 г.).
Современники считали, что великая княжна Ольга Николаевна
«…больше всех походит на отца и наружностью, имея его правильные черты
лица, и силой воли, и стойким характером, что она доказала всей своей
жизнью. При этом она унаследовала женственность и ангельскую нежность
своей матери, так что она собой изображает редкое, чудное во всех
отношениях, исключительное явление».
Данный
портрет, очевидно, некогда принадлежал императрице Александре
Федоровне, а после ее смерти в 1860 г. был «отдан государю», то есть
императору Александру II, старшему брату Ольги Николаевны. Среди
мраморных произведений, принадлежавших ему, действительно, находился
«Бюст Ольги Николаевны (работы Витали)». Портрет хранился в библиотеке
Александра II в Зимнем дворце. Его можно видеть на акварели Э.П. Гау,
запечатлевшего вид библиотеки в 1871 г. (ГЭ). Вместе с
портретами сестер, великой княгини Александры Николаевны также работы
Витали, и великой княгини Марии Николаевны работы немецкого скульптора
Х.Д. Рауха, портрет Ольги Николаевны был установлен на одном из столов
библиотеки.
Е.И. Карчева, Э.А. Тарасова Информация
из каталога выставки. Изд. Славия
|
|