3-d панорамы. Наконец-то руки дошли. Постепенно постараюсь набрать на полноценную экскурсию.
Собор основан 4 октября 1552 года, в день торжественного въезда царя Ивана IV в Казань. Царь лично избрал место для будущего храма напротив дворца татарских ханов и мусульманских мечетей. Деревянная церковь была срублена в три дня; к сооружению же белокаменного храма приступили только в 1556 году. Завершен в 1562 г. и освящен 15 августа того же года.
Признанный архитектурный символ Казани - башня Сююмбике широко известна далеко за пределами Татарстана, и по сути дела признана всеми татарами мира за символ своей Родины.
Без нее невозможно представить наш город, - так же как Париж без Эйфелевой башни, Лондон без Тауэра или Каир - без пирамид. Ничто в богатой панораме Казани не привлекает такого внимания, как ее изящный стройный силуэт. Это эффектное сооружение находится на самом видном месте Кремлевского холма, - древнего сакрального центра старой части Казани.
Протяженный двухэтажный корпус с подвальным этажом, состоящий из ряда разновременных построек, первоначально имел фасады в духе "петербургского" барокко середины 18 века (сохранились с дворовой части). Внешние фасады в 19 веке приобрели черты классицизма.
Самая древняя улица Казани соединяет проездные ворота
Казанского Кремля - Спасские и Тайницкие, которые находятся на
месте ворот татарского Кермана - Ханских и Нур-Али. Когда-то,
тысячу лет назад проскакал по этой дороге всадник, остановился
над крутым обрывом у слияния Казан-су и Булака, и воскликнул
в восторге: "Нет лучшего места на всей Идели для крепости!".
Историческая справка: Спасская башня с надвратной церковью Спаса Нерукотворного образа — главный въезд в Казанский кремль, расположена в центре южного участка укреплений. Построена в 1556-1562 гг. зодчими Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Помещение церкви изначально предназначалось для хранения походной иконы Ивана Грозного и других реликвий штурма Казани русскими войсками 1552 г. Башня первоначально была двухъярусной, с деревянной шатровой крышей, с небольшой дозорной вышкой. В 70-х гг. XVII в. башня надстраивается двумя ярусами с шатровым завершением.Два нижних яруса (XVI в.) четырехгранные, белокаменные, с арочным проездом. На них опираются два кирпичных восьмигранника (XVII в.). В нижнем восьмиграннике установлены часы, верхний прорезан арочными проемами и представляет собой часовую звонницу. Башню завершает кирпичный шатер. Прямоугольный объем церкви примыкает к башне по всей длине, фасады сохранили декор XVI в.
Елдашев А.М.,историк-краевед
Не многие из тех, которые провели большую часть жизни в Москве, смотрят равнодушно на Донской монастырь: почти все приближаются к нему с умилением и слезами, ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества" 1. Так говорил некогда Н.М.Карамзин о кладбище Донского монастыря. Тоже самое можно было сказать и о некрополе Спасо-Преображенского монастыря. Казанцы не могли проходить без благоговения мимо этого уголка земли, где упокоились останки многих великих людей.
Внутри ж города Казани меж городовых ворот
Спаских и Сергиевских подле городовую стену против
науголные стрельни, где был большой подкоп,
монастырь Спаской…
Писцовые книги 1566 - 1568 гг.
Мы привыкли, что Казань - крупнейший центр современной оборонной промышленности, выдающий на-гора бомбардировщики, вертолеты, авиационные и ракетные двигатели и много чего еще. Однако история местной “оборонки” началась задолго до эпохи высоких технологий - более трех веков назад.
Артиллерия и заводы по отливке орудий появились на Руси почти одновременно - в XIV веке. Поначалу орудия ковались из железа и использовались только для обороны городов и крепостей. Их очевидное несовершенство заставило вскоре задуматься об отливке из меди и чугуна. Постепенно производство стало массовым, и для руководства им в 1535 году - сначала в Москве, а потом и в других городах - организуются пушечные дворы.