Кул ШАРИФ — глава духовенства Казани
ФОТОЛЕТОПИСЬ
мечети Кул ШАРИФ |
«Кул ШАРИФ и его время»
Книга подготовлена и издана при содействии фонда мечети Кул Шариф. Содержит ряд интересных и поучительных статей о жизни и деятельности последнего верховного сеида Казанского ханства - Кул Шарифа. |
Мусульманский календарь на 2008г.
|
По вопросам приобретения обращаться в мечеть Кул Шариф. |
Вид с юга.
Фото Е.Сунгатова 2006 г. |
21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «…воссоздать (в Казанском Кремле) здание мечети Кул-Шариф». В том же году объявлен открытый конкурс на лучший проект возрождения мечети, который был завершен 25 мая 1996 года. Победил проект, где объединились творческие силы двух лидеров первого тура конкурса на основе "четырехминаретной" идеи (архитекторы Ш. Латыпов, И, Сайфуллин, А. Саттаров и М. Сафронов).
В процессе проектирования родилось новое архитектурно-художественное решение мечети (архитекторы И. Сайфуллин и С. Шакуров) при сохранении общей композиции комплекса, однако при этом изменился художественный образ всего ансамбля,в него был заложен ряд смысловых элементов, приблизивших архитектуру мечети к местным традициям. Сакральное пространство мечети ограничено стенами Кремля и бывшего Юнкерского училища. Границы площади закрепляются павильонами-"мавзолеями", дополняющими мемориальный образ комплекса. Кроме задачи реабилитации утраченной градостроительной и композиционной целостности кремлевского ансамбля, ее архитектура призвана символизировать собою мирное сосуществование двух главных конфессий Татарстана: мусульманской и православной. Информацияя с официального сайта «Казанский Кремль» - http://real-kremlin.ru
Собор Василия Блаженного в Москве, храм-памятник в честь завоевания Казани
|
Основные идеи, заложенные в художественный образ мечети: возрождение государственности, мемориальность, память о защитниках Отечества. Купольное здание с четырьмя минаретами по углам, - центр всей композиции, - символически воссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского Ислама. Кроме того, в многоминаретности нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул-Шариф; купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями "Казанской шапки" - короны Казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.
Другим условием, заложенным в проектное задание мечети, было отражение архитектурными средствами тысячелетнюю традицию исламского зодчества татар. Именно эта тема читается в переплетающихся конструкциях стрельчатых арок, которые подчеркивают родство с каркасными конструкциями юрт, - первых мобильных мечетей кочевых тюрок. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания - тюльпан.
Мечеть КУЛ ШАРИФ с высоты птичьего полета. Фото 2000 г.
|
Своим появлением это здание изменило не только градостроительную композицию Кремля и художественный образ всего исторического центра Казани, но и обозначило поворот в сознании жителей Татарстана. Строительство этого уникального по своей значимости сооружения в Казанском Кремле позволяет по-новому, более пристально, вдумчиво, объективно взглянуть на нашу историю, на наше духовное и материальное наследие, поднимать новые пласты культуры, завещанные нам минувшими столетиями.
Новая мечеть Кул-Шариф - это не просто мечеть, и даже - не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире. Это вектор, направленный из прошлого через сегодняшний день в будущее. С ее возникновением архитектура татарской мечети обрела новый образ общегородской аль-Кабир, утраченный четыре с половиной столетия назад с уничтожением татарской государственности.
Н.Х.Халитов знакомит президента РТ(слева) с конкурсными проектами будущей мечети. Июль 1996 г. | Мечеть в процессе строительства.
Фото Н.Халитова, 1997 г. |
Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав его помещений включен Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.
Отделка фасадов близка к завершению.
Фото А.Алексеева, 2002 г. |
Вид с минарета.
Фото А.Алексеева, 2002 г. |
Тахаратхана (комната для омовений).
Фото Н.Халитова, 2004 г. |
Вид с юга. |
Археологические остатки предполагаемой мечети-медресе Кул-Шарифа в садике у Благовещенского собораИнформацияя с официального сайта «Казанский Кремль» - http://real-kremlin.ru
Памятники православной культуры стали появляться на территории Кремля только со второй половины 16 века, после завоевания Казани войсками Ивана Грозного. До этого времени в крепости было несколько мечетей с высокими минаретами, одной из которых была легендарная мечеть Кул-Шариф (прим. вообще название мечети неизвестно, современноое название в честь последнего имама - сеида Кул Шарифа). Русские источники именуют мечеть "Кулшерифовой", имея в виду, вероятно, имя ее имама, сеида Кул Шарифа.
Из татарских источников широко известно краткое сообщение историка Шигаб-эд-дина Марджани о восьмибашенной мечети в "кальга" (крепости) города Казани, - без упоминания, впрочем, ее наименования. Принято считать, что это сообщение относится именно к мечети Кул-Шариф.
Отрывок из книги Худяков М. Г. Татарская Казань в рисунках XVI столетия. стр.17
|
Ему же принадлежит идея об аллегорическом перенесении ее форм в образ храма-памятника в честь взятия Казани в городе Москве - собора Василия Блаженного.
прим. ред. в настоящее время, многие татарстанские историки преподносят эту идею, как неоспоримый факт.(начало традиции положил в 1923 году М. Г. Худяков).
Основание фундаментов мечети на раскопках 1997 г.
Фото Р.Забирова, 1997 г. |
Многоминаретная мечеть 16 века в Казани, реконструкция Нияза Халита.
Композиционная идея |
Наиболее основательно загадкой мечети Кул Шариф занимались в 1920-З0-е годы историк Михаил Худяков и в 1990-е годы - архитектуроведы С.С.Айдаров, Н.Халитов и Г.Айдарова- Волкова.
Местоположение мечети точно не установлено: можно лишь предположить, что стояла она где-то в районе рва Тазик. По мнению С.С.Айдарова, мечеть примыкала к ограде Ханского двора изнутри с южной стороны (в районе Консисторского спуска). Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть размещалась либо в районе теперешнего корпуса №9, либо она была переделана русскими в церковь Дмитрия Солунского (на месте современной котельной) у Дмитровских ворот Кремля.
Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть Кул-Шариф это была мечеть-медресе османского типа школы Ходжа Синана выстроенная местными (а может быть, крымскими или турецкими) мастерами с ориентацией на османскую школу зодчества. Это могло быть высокое здание, купольной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башенками над углами основного объема. Вокруг основания купола возвышались небольшие башенки, сдерживавшие распор купола, числом ориентировочно от 8 до 16. Минареты могли иметь утяжеленные, "булгарские" пропорции; завершающие элементы здания могли иметь луковичные маковки разнообразной формы.
Археологические исследования 1997-98 гг. вскрыли основание обширного комплекса построек, в том числе двухэтажного каменного здания времен ханской Казани, перестроенное впоследствии под Архиерейский дом. Можно предположить, что это и были остатки комплекса мусульманского религиозно-просветительского центра сеида Кул-Шарифа, переданного после захвата Казани русскими под подворье казанского архиерея.
Образ легендарной 8-минаретной мечети оказался настолько сильным в памяти татарского народа, что по прошествии почти пяти столетий она вновь была воссоздана.