Самая древняя улица Казани соединяет проездные ворота
Казанского Кремля - Спасские и Тайницкие, которые находятся на
месте ворот татарского Кермана - Ханских и Нур-Али. Когда-то,
тысячу лет назад проскакал по этой дороге всадник, остановился
над крутым обрывом у слияния Казан-су и Булака, и воскликнул
в восторге: "Нет лучшего места на всей Идели для крепости!".
И строящаяся крепость Керман навсегда закрепила своими проездными
воротами эту трассу. Все, кто побывал в Казани, прошли этой дорогой:
и булгарский князь, заложивший этот город, и хан Батый, завоевавший
его, и великий хан Улу-Мухаммед, восстановивший уничтоженное
Батыем Булгарское государство и все знаменитые люди, побывавшие
в Казани. Археологические исследования подтвердили: древняя улица
никуда не сдвинулась, а всего лишь расширялась к западу по мере
выравнивания косогора.
Здесь когда-то проходил ров Тазик |
Знаменитый ров Тазик, упоминающийся в любой книге
по истории Казани и в любом средневековом документе, касающемся
Кремля, был углубленным и расширенным древним оврагом, по которому
проходила южная граница домонгольского Кермана. По гребню холма,
там, где его пересекала продольная дорога, был перекинут подъемный
мост и стояла каменная проездная башня булгарской крепости. В
западном устье оврага Тазик разместилась ярмарка Ташаяк, отчего
он и получил свое название (Тазик в переводе означает - торговый).
Во времена Казанского ханства ров был засыпан и сохранялся лишь
как название местности. Сегодня его остатки можно видеть с восточной
и западной сторон Кремля как глубокие ложбины на склонах холма.информацияя с официального сайта «Казанский Кремль» - http://real-kremlin.ru
Памятник, стоящий в сквере южнее Благовещенского собора, по-своему уникален, — так же, как уникален и сам Казанский Кремль. Таких монументов, увековечивающих не подвиги героев и завоевателей, государственных деятелей, писателей или исторические события, а труд простых зодчих, архитекторов, в России больше нет. Эта скульптурная композиция была задумана в 2001 году авторской группой, состоящей из скульпторов А.В.Головачева, В.А.Демченко и архитектора Р.М.Забирова, как памятник зодчим всех эпох и национальностей, работавших в Кремле, своим талантом и трудом создавших этот шедевр мировой культуры. Две фигуры - татарский придворный архитектор со свитком-чертежом Ханского дворца и русский зодчий с чертежом Спасской башни олицетворяют две основные культуры, в русле которых сформировался этот ансамбль