Занимала северную нагорную часть современного Кремля до здания бывшей Консистории. Исследованные археологические остатки:
Предположительно, на месте современной Резиденции Президента РТ располагался комплекс Княжеского дворца с мечетью, представительскими и хозяйственными сооружениями.
Остатки древнейшего вала в районе восточного прясла кремлевской стены, археологический сезон 2002 г. Фото Н.Халита, 2002 г. | Реконструкция частокола |
Каменные крепостные стены на стратегически важных отрезках Казанской крепости появились здесь уже во II-й половине XII-го века. Древняя Казань занимала северную половину современного Кремля. С южной стороны город был защищен глубоким Тезицким оврагом.
Группа археологов под руководством А.Халикова еще в 1978 г. нашла остатки инженерных укреплений, состоящие из рва шириной в 14 м. и глубиной до 5 м, земляного вала шириной в основании до 12 м и высотой до 2 м, по верху которого была поставлена белокаменная стена в системе панцирной кладки. Кроме того, здесь вскрыты остатки каменных ворот и вымощенного камнем проезда шириной около 6 м с несколькими строительными ярусами, остатки подъемного моста через ров.
Перспективное использование: объект экскурсионного показа, элемент благоустройства.
Укрепления древнейшей Казани. Реконструкция А.Губайдуллина.
|
Остатки проездной башни 12 века, археологический сезон 1998 г.,
20-й раскоп. Фото Н.Халита. |
Проездная башня Казанского Кермана. Реконструкция Н.Халита, худ.Н.Хазиахметов
|
Керман в 1 половине 16 века. Примерная схема крепости.
Реконструкция Н.Халита |
Занимала территорию современного Кремля за исключением небольшого участка на южной границе крепости, пристроенного в 16 веке псковскими мастерами.
Это была мощная дерево-каменная крепость с 6 или 7 проездными башнями, дополнительно защищенная внутренними и внешними рвами и валами, цепью озер с востока и труднопроходимыми болотами с запада.
Керман был весьма сложным фортификационным сооружением, и состоял из верхней части (Югары Кермана или Вышгорода), огражденной по периметру холма стеной с башнями, и нижней - с дополнительной стеной, отгораживающей северо-восточный нижний уровень холма.
Верхняя часть крепости, в свою очередь, пересекалась дополнительными укреплениями, одно из которых, вероятно, располагалось на месте исчезнувшего рва Тазик, и - делило ее пополам, а другой - отсекал южную часть крепости в сотне метров от главной проездной башни.
По верхней кромке холма уже с XII века до рва Тазик, а в XIV-XVI вв. и далее шла белокаменная стена, хорошо видная на рисунке Витсена и планах Кремля XVII-XVII вв. Ее южный участок, скорее всего, был накрыт поздней русской стеной, но северная часть обнаруживается на всем протяжении как при археологических исследованиях, так и над поверхностью земли. Северную треть крепости занимал Арк (Ханская цитадель).
Проездные башни Кермана (по крайней мере, Алабуга и Нур-Али) были обведены дополнительными рвами изнутри с перекинутыми через них деревянными мостами.
Керман в 1 половине 16 века. Западная панорама.
Реконструкция Н.Халита |
Арк-Казан на рисунке 1 половины 16 века, опубликованной А.Олеарием |
В северной части Кермана возвышались стены Арка с двухбашенными воротами и площадью перед ними. Здесь размещались правительство и религиозные лидеры государства. Арк представлял собою замкнутое кольцо стен и башен в виде неправильного четырехугольника, приблизительно ориентированного по странам света и пересеченного изнутри дополнительными укреплениями, в соответствии с условиями рельефа.
Граница верхних укреплений шла вдоль верхней террасы холма с северной, западной и восточной сторон; южная сторона ограничивалась современной территорией Благовещенского собора. Подступы с севера, востока и с запада, как подчеркивали русские летописцы, были "ратным неприступны", поскольку охранялись особыми "коридорами смерти": проходами между стенами Югары Кермана и каменными стенами Арка. Все это делало заведомо безнадежной любую попытку прямого штурма через ворота Алабуга или Нур-Али, либо через соответствующие стены.
Арк-Казан. Примерная планировка комплекса Ханской цитадели. Реконструкция Н.Халита
|
Арк-Казан на иконе 2 половины 16 века "Церковь Воинствующая"
(Гос. Третьяковская галерея, г. Москва) |
На самой высокой точке, на восточной кромке холма над высоким обрывом, стоял высокий трехкупольный дворец, окруженный многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками, - с садом, гаремом, баней. Несколько внутренних стен на разных уровнях пересекали территорию Арка, деля его на представительскую, мемориальную, жилую и хозяйственную зоны. На внешнем дворе, на краю западной террасы стояла Ханская мечеть, с некрополем, где были похоронены казанские правители, вельможи и святые.
Судя по всему, каждая из стен Ханской цитадели, обращенная на одну из сторон света, представляла собою самостоятельную завершенную архитектурную композицию, служившую своеобразной "визитной карточкой" города с этой стороны. Центральная часть стены обозначалась главной проездной или дозорной башней, углы закреплялись цилиндрическими башенками с куполом (или маковкой); такой же вид имели и промежуточные башни.
Наиболее монументальными, игравшими огромную роль в панораме города, были Западные ворота Ханского двора (Сары Капка) в виде большого портала кубических очертаний, завершенного высокими надстройками. Сегодня такое же место на высокой точке холма занимает башня Сююмбике.
Хан-джами на средневековых изображениях. Миниатюра из "Казанского Летописца" (17 в.), изображающая пленение хана Ядыгара
|
Хан-джами на средневековых изображениях. Фрагмент рисунка Казани 1 половины 16 века, опубликованного А.Олеарием
|
Мечеть - неотъемлемый элемент дворца любого исламского правителя. Совершенно не обязательно это была лучшая или самая красивая мечеть города, скорее наоборот. Строгость и аскетичность форм лишь подчеркивали значимость мемориала.
Современники неоднократно упоминали о том, что в казанском Югары Кермане была "Царева" {Ханская) мечеть, служившая пантеоном казанских ханов (поминальная мечеть. Вероятно, это было достаточно обширное здание, поскольку здесь же упоминается о 1000 женщин, священнослужителей и приближенных хана, укрывшихся в нем во время штурма Казани русскими. Сохранились скупые воспоминания о ее интерьерах: "по стенам златотканыя запоны, на царьских гробех покровы драгия, усаженные женчюгом и камением драгим", из чего можно почерпнуть то, что над могилами стояли саркофаги ханов, покрытые тканями. Это здание видно на рисунке первой половины 16 века, опубликованном Адамом Олеарием; есть и летописные изображения Ханской мечети. Есть и другие изображения.
Хан джами (Ханская мечеть в комплексе дворца Казанских ханов). Реконструкция Н.Халита и Н.Хазиахметова
|
Археологические остатки Хан-джами, раскопки 2001 г.
Фото Н.Халита |
Действительно, раскопом 1977 года к западу и северо-западу от современной башни выявлены остатки построек Казанского ханства: фундаменты соборной мечети домонгольского времени с квадратным основанием минарета и не менее чем четырех белокаменных мавзолеев.информацияя с официального сайта «Казанский Кремль» - http://real-kremlin.ru
В развале их стен сохранились обломки белокаменных надгробий с фрагментами надписей, а также гипсовых рельефов от надгробий. Вскрыты останки пяти мусульманских захоронений - четыре взрослых и детское. Проведенное в 90-х годах коллективом ученых из Москвы, Казани и Самары комплексное антропологическое изучение костяка из мавзолея №1 и костяка из южного погребения в мавзолее №2 позволило казанским ученым уверенно утверждать, что оба они принадлежат казанским ханам - первый Махмутеку, одному из первых казанских ханов, умершему в начале 1460-х годов., а второй - Мухаммед Амину, умершему в 1518 году.
Археологическими исследованиями 2001 года между башней Сююмбике и Дворцовой церковью были вскрыты фундаменты и более позднего здания мечети времен Казанского Юрта,- Хан-джами. Выявлено, что здание существовало с 15 по конец 17 вв. и было разрушено при строительстве проездной башни Оберкомендантского дома, впоследствии названной "башня Сююмбике". Надо также отметить, что современное татарское название "Сююмбике манарасы" - это калька, перевод с русского "Башня Сююмбике". Между тем, прежде ее татарское название было иным - "Хан манарасы" или "Хан мэчете манарасы". Как мы теперь знаем, это не случайно. Название отражало народную память о местоположении в действительности существовавших на этом месте Хан-джами и ее минарета.
Вокруг Хан-джами размещался некрополь наиболее знатных лиц государства, следы которого обнаруживаются при археологических исследованиях. В их числе богатые захоронения в каменных склепах (усыпальницах), которые были обнаружены во время археологических исследований у подножия башни Сююмбике в 1978 году. Здесь же были обнаружены остатки внутреннего декора в виде гипсовой облицовки, покрытой изящным выпуклым растительным орнаментом, лежали осколки вдребезги разбитых надгробий, на которых читались остатки резного орнамента и каллиграфических надписей.
Археологические остатки Ханских дюрбе (усыпальниц) в комплексе Хан-джами, консервация.
Фото Р.Забирова, 1998 г. |
Фрагмент гипсовой облицовки из Ханского дюрбе, реконструкция С.Айдарова
|
Ханское дюрбе, реконструкция Н.Халита и Н.Хазиахметова
|
Мечетей, близких по размерам и композиции предполагаемым изображениям Хан-джами, достаточно много в ареале родственных культур. Опираясь на аналогии, можно приблизительно представить себе архитектуру Хан-джами. Это было 1-2 -этажное каменное здание с 2-4 -скатной крышей, стоявшее у монументального западного въезда на Ханский двор. Двусветный купольный зал его мог иметь балконы-галереи по второму ярусу вдоль стен. Высокий цилиндрический на квадратном в плане основании минарет стоял немного в стороне, южнее юго-западного угла здания. Сегодня на его месте возвышается башня Сююмбике.
Мечеть Нур-Али,
реконструкция Н.Халита |
Каменная мечеть Нур-Али не раз упоминается в русских средневековых документах, а также в более поздней исторической и краеведческой литературе. Многие исследователи казанской истории отождествляли здание Дворцовой церкви с бывшей мечетью Нур-Али. Впрочем, такая версия опровергается как данными археологических исследований, так и ориентацией всего комплекса церкви, проездной башни и соединяющей их стены по странам света, в то время как обнаруженные фундаменты мечети и мавзолеев, перерезанные церковью и башней, ориентированы, как и положено мусульманским сооружениям, на Мекку.
Исторические документы указывают на то, что Нур-Али входила в центральную группу каменных мечетей близ ханского дворца в Казани и стояла неподалеку от "Муралеевой башни" Казанской крепости. Это дает нам основания искать ее на склоне Кремлевского холма, примыкающем к современной Тайницкой башне, которая заняла в XVIII веке место татарской проездной башни Нур-Али. Судя по опубликованному Г.В.Алферовой изображению 2 половины 17 века, мечеть представляла собой центричное сооружение композиции "восьмерик на четверике", увенчанное остроконечным куполом или криволинейным шатром.
Судя по всему, это было центрально-купольное сооружение, размерами около 15 х 17 м с примыкавшим с восточного фасада пристроем сеней и одним-двумя минаретами, возвышавшимися над углами здания. Зная о тесных связях Казани и Крыма, об ориентации зодчества Казанского ханства на Истанбул (оттуда, по некоторым сведениям, даже приезжали для строительства мечетей известные мастера), можно предположительно говорить и о внешних формах этого достаточно типичного образца османского стиля. Вероятно, это было каменное здание простых форм с черепичным или деревянным покрытием, не слишком обильно отделанное резными деталями. Резные украшения в таких мечетях применялись либо в районе входа, либо в верхней части минарета. Интерьеры, также достаточно скромные, расписывались разноцветными орнаментами по куполу и его основанию; наиболее пышно декорировались михраб и деревянный мимбар. Кроме того, интерьер украшался тканями и коврами, висячими светильниками.
Судя по его архитектуре, здание появилось в 13-14 вв., либо в первые годы после возникновения Казанского ханства.
Вероятно, проезд башни Сююмбике при ее строительстве был сориентирован на сохранявшееся еще тогда здание мечети, обрамляя вид на нее с территории дворца. Здание использовалось в 18 веке в хозяйственных целях. К сожалению, эта часть холма была полностью срыта в середине 19 века, вместе с остатками древних сооружений, и археологически обнаружить местоположение мечети Нур-Али не удалось.
Мечеть Кул-Шариф.
Мечеть Кул-Шариф. Композиционная идея. реконструкция Н.Халита
|
Из татарских источников широко известно краткое сообщение историка Шигаб-эд-дина Марджани о восьмибашенной мечети в "кальга" (крепости) города Казани, - без упоминания, впрочем, ее наименования; здесь было огромное книгохранилище. Принято считать, что это сообщение относится именно к мечети Кул-Шариф (начало этой традиции положил в 1923 году историк Михаил Худяков). Ему же принадлежит идея об аллегорическом перенесении ее форм в образ храма-памятника в честь взятия Казани в городе Москве - собора Василия Блаженного.
Русские источники именуют мечеть "Кулшерифовой", имея в виду, вероятно, имя ее имама, сеида Кул-Шарифа, возглавившего оборону этой части города во время штурма его войсками Ивана Грозного в 1552 году. Больше в русских источниках она никогда не упоминается. Настоящее же имя мечети могло быть и другим.
Наиболее основательно загадкой мечети Кул-Шариф занимались в 1920-З0-е годы историк Михаил Худяков и в 1990-е годы - архитектуроведы С.С.Айдаров, и Н.Халит.
Местоположение мечети точно не установлено: можно лишь предположить, что стояла она где-то в районе рва Тазик. Вероятно, мечеть размещалась либо в районе теперешнего корпуса №9, либо она была переделана русскими в церковь Дмитрия Солунского (на месте современной котельной) у Дмитровских ворот Кремля. Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть Кул-Шариф это была мечеть-медресе османского типа школы стамбульского зодчего Синана, выстроенная местными (а может быть, крымскими или турецкими) мастерами. Это могло быть высокое купольное здание центричной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башенками над углами основного объема. Вокруг основания купола возвышались небольшие башенки, числом ориентировочно от 8 до 16. Минареты могли иметь утяжеленные, "булгарские" пропорции; завершающие элементы здания могли иметь луковичные маковки разнообразной формы.
Здание это, по всей видимости, занимало господствующее положение в срединной части крепости, - хотя и подчиненное по отношению к Дворцовой мечети. Символический "перенос" главной мечети Казани в Москву мог сопровождаться столь же символическим ее разрушением на месте.
Здание на месте Троицкой церкви.
|
|
Мечеть на месте церкви Киприана и Устиньи. Фрагмент рисунка Казани 1 половины 16 века, опубликованного А.Олеарием |
Есть сообщения русских летописей о замене казанских мечетей на церкви в XVI веке. Всего церквей XVI века в Кремле было девять: Благовещенский собор, надвратные церкви Спаса и Воскресения, а также церкви Сошествия Святого Духа (Гарнизонная), Дмитрия Солунского, Троицкая (Сергиевская), Киприяна и Устиньи, Преображенский собор, Николы Чудотворца (Ратного). Первые три церкви появились на новых местах, две последующие рассмотрены выше (см. Хан-джами и мечеть Нур-Али). В число вновь возведенных можно включить и церковь Николы Чудотворца, которая была заложена одной из первых уже вскоре после захвата Казани русскими войсками прямо над местом взрыва стены за Аталыковыми воротами, и, видимо, в память об этом событии (о чем говорит и ее второе название - "Ратный"). Как следует из анализа укреплений Кермана на панораме первой половины 16 века, опубликованном Адамом Олеарием, эта церковь была поставлена за пределами стены татарской крепости, на пустом месте над обрывом, и едва ли могла заменить собою какую-либо мечеть. Преображенский собор, выстроенный в конце XVI века, согласно тому же анализу, разместился примерно на месте татарской стрельни между воротами Тюмен и Арча. На этом месте ничего напоминающего мечеть на упомянутой панораме, вроде бы, не наблюдается.
Анализируя рисунок начала 16 века, опубликованный в книге Адама Олеария, на том месте, где впоследствии разместилась Троицкая (Сергиевская) церковь, можно обнаружить сооружение весьма неординарного вида, так же как и Ханский дворец, являющееся "гвоздем" всей панорамы. Судя по характеру силуэта, абсолютным размерам и месту в силуэте города, это могла быть мечеть, которая занимала господствующее положение в срединной части крепости. Высота ее центрального объема едва превышала 30 метров. На рисунке отчетливо виден многогранный (видимо, восьмигранный) объем в несколько ярусов (этажей) с многоскатным покрытием, увенчанный двумя последовательно утончающимися многогранниками (восьмигранниками) и двухъярусным высоким граненым куполом. Вполне вероятно, что на рисунке запечатлены лишь руины мечети в виде центрального объема здания, лишенного фланкировавших его минаретов. Помимо многогранного купола, известного из более ранних памятников г. Булгара, у мечети имелись и многоскатное покрытие нижнего восьмерика, и, по всей видимости, скатные деревянные покрытия окружавших мечеть пристроев.
Мечеть на месте церкви Киприана и Устиньи, реконструкция Н.Халита и Н.Хазиахметова |
|
Мечеть на месте церкви Дмитрия Селунского. Фрагмент рисунка Казани 1 половины 16 века, опубликованного А.Олеарием |
Известно летописное сообщение о том, что "церковь святых великомучеников Киприяна и Устиньи", "во един день созда" 2 октября 1552 года, которое явно привязано в тексте Казанского Летописца к фразе "мечети поганыя раскопати и святыя церкви воздвигати на местех их". И действительно, на месте названной церкви на рисунке первой половины 16 века, опубликованном Адамом Олеарием, с первого же взгляда обнаруживается монументальное башенное сооружение, вполне могущее быть минаретом. Башня возвышается в центре двухэтажного (или двусветного) здания с высокой крутой крышей и треугольным фронтоном. Именно так выглядит сегодня старейшая казанская мечеть аль-Марджани.
Церковь Дмитрия Селунского в восточном устье оврага Тазик. И вновь, направляясь вдоль луча зрения художника на эту точку, мы видим на панораме Дженкинсона три башенки с маковками явно "минаретного" вида, выступающих из восточного устья оврага Тазик. Мечеть?
Территория двора является особенно памятным для татар, так как здесь находится два мусульманских кладбища, где похоронены их предки. Одно кладбище, расположенное в южной части двора, относится к периоду Казанского ханства, а второе - домонгольскому времени. Второе кладбище находится под существующим ныне кафе.
Находится на изломе стены у юго-западной кромки оврага Тазик на месте более ранней квадратной крепостной башни татарского Кермана. Оригинальная для Казанского Кремля по своей архитектуре и одна из наиболее монументальных башен крепости, выстроена в конце 16 века, рухнула в конце 18 века. В плане представляла собой неправильной формы пятиугольник, имела три яруса, была перекрыта пирамидальной деревянной крышей. Сохранилось ее каменное основание (фундамент и цокольная часть) со следами реконструкций невыясненного назначения. Археологически изучена в 2001-2002 гг. с последующей консервацией цокольной части сооружения.
Находилась выше по склону холма на месте более ранней квадратной крепостной башни татарского Кермана в 100 метрах южнее современной Тайницкой башни, выстроена во 2 половине 16 века в формах псковской крепостной архитектуры. Каменное цилиндрическое трехъярусное сооружение с бойницами верхнего, нижнего и подошвенного боя, было перекрыто деревянным шатром. Снесена в 1 трети 20 века. В 1970-е гг. проводились археологические исследования башни с последующей консервацией обнаруженных остатков.
Небольшая, стройных пропорций (7 м в диаметре) белокаменная цилиндрическая четырехъярусная стрельня находилась на верхней надпойменной террасе Казанского Кремля со стороны ул.Батурина. Выстроена в 17 веке в формах псковского крепостного зодчества, рухнула в 18 веке.
Археологически исследована в 1999-2000 гг. В 2004 г. произведена консервация остатков башни с частичным восстановлением нижнего яруса до уровня боевого хода (арх.С.А.Мамлеева).
Белокаменная башня с прямым проездом выходила на главную городскую магистраль - Арскую дорогу. Стояла на месте проездных татарских ворот Исбель (Сбойливых). Археологические фрагменты находятся на верхней надпойменной террасе Казанского Кремля со стороны ул.Батурина. Название получила по имени церкви Дмитрия Солунского, поставленной на месте одного из жестоких сражений в октябре 1552 года, и, возможно, переделанной из мечети. Не сохранилась, в будущем подлежит восстановлению.
Возник в начале 18 века на месте, и, возможно, с использованием остатков дворцовых сооружений Арка (некоторые каменные постройки и оборонительная стена вдоль восточной кромки холма). При этом был окончательно уничтожен мемориальный комплекс Хан-джами. Полностью реконструирован в середине 19 века при строительстве Губернаторского дворца. От этого комплекса сохранилась лишь часть западного фасада, включающего в себя проездную башню (башню Сююмбике) и Дворцовую церковь, соединенные стеной.
1. Спасо-Преображенский монастырь (археологические фрагменты) 1596 г. Камень, кирпич.
2. Троицкий (местоположение).
Троице-Сергиевский монастырь во 2 половине 16 века. Реконструкция по Писцовым книгам Л.С.Шавохина и С.А.Мамлеевой (Козловой)
|
Троице-Сергиевский монастырь на чертеже 2 половины 17 века
|
Троице-Сергиевский монастырь во 2 половине 18 века. Фрагмент рисунка Леспинаса
|
Церковь Киприана и Устиньи. Вид с юго-востока.
Фото конца 19 - нач. 20 вв. |
Церковь Сошествия Святого духа, переделанная из мечети Нур-Али. Изображение с плана Кремля 2-й половины 17 в.
|