Спасо-Преображенский монастырь

Внутри ж города Казани меж городовых ворот
Спаских и Сергиевских подле городовую стену против
науголные стрельни, где был большой подкоп,
монастырь Спаской…

Писцовые книги 1566 - 1568 гг.

Спасо-Преображенский монастырь XIX в.
Фото конец XIXв.

Как войдешь в Спасские ворота казанского кремля — сразу по левой стороне начинается высокая каменная ограда. Поставлена она в XIX веке "дабы уберечь братию монашествующую от глаза бесовского да иного лиха, а еще потому - что положено так уставом строения монастырского".

Ранее находился за этой стеной "мужеской штатной монастырь", первый на территории казанского кремля. Построен он был в 1556 году, между нынешними Спасской и Преображенской башнями, и имел "две церкви, церковь деревяна Приображение Господа нашего Иисуса Христа… да церковь Николы чудотворца…

К 60-м годам XVI столетия стала Никольская церковь каменной. Устроили под ней "просворню да мукосею", а под пристроенной к церкви каменной трапезной - "хлебню".

Звали этот монастырь Спасским, по названию Спасской башни, а иногда — Преображенским, как звалась главная соборная монастырская церковь. Следует отметить, что Преображенской в XVII веке стала называться и Сергиевская башня, недалеко от которой находился собор. После этого монастырь стал Cпасо-Преображенским и согласно писцовым книгам занимал площадь "в длину сорок одна сажень, а поперег двадцать шесть сажень… Да у монастыря ворота святые, на воротах пять икон болших на обе стороны писаны.., да у церкви на колокольне шесть колоколов.., да на монастыре келья архимандрита да братских 15 келий, да келарская, а под нею лежневая да поварня древяная в земле да погреб да ледник квасные, да погреб да ледник кормовые, а на верху сушило да две житницы да седелна".

Спасо-Преображенский монастырь во 2 половине 16 в
Спасо-Преображенский монастырь во 2 половине 16 в. Реконструкция С.А.Мамлеевой

Из этого видно, что в монастыре имелось все необходимое для обособленной жизни, которую он и вел, будучи совершенно автономным от города, представляя собой небольшой городок внутри крепости-кремля. К тому же, по царскому указу, приписаны были монастырю "в кормление" "3 сельца, деревня, 5 починков, пустошь" (речь идет о селах Борисково, Самосырь и деревне Клыки), а кроме того - рыбные ловли, сенокосы и прочие "леготы". В 1596 году добавлены к указанным селам и деревням еще две - Плетени и Поповка.

Главенствовал в кремлевском монастыре святой отец Варсонофий,первый архимандрит в истории Спасо-Преображенской обители. В молодости побывал он в плену у крымских татар, там выучил татарский язык, а вырвавшись из неволи, решил посвятить себя Богу. Был Варсонофий иноком, затем - игуменом, а в 1556 году стал настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в сане архимандрита.

Общий вид Спасо-Преображенского монастыря в конце 19 - начале 20 вв.
Общий вид Спасо-Преображенского монастыря
в конце 19 - начале 20 вв.

Монастырь пережил разные времена. Горел в знаменитом казанском пожаре 1579 года, после которого на месте Преображенской церкви и других деревянных монастырских строений остались лишь угли. В 1586 году на месте сгоревшей Преображенской церкви была заложена новая, уже каменная, с одноименным названием, построенная, по одним сведениям, в 1589-м,а по другим - в 1601 году. Церковь была соборной, имела пять глав и стала прототипом нынешней Богоявленской церкви, построенной в 1731 году.

И если вы захотите узнать, что из себя представлял монастырский Преображенский собор, ступайте в Богоявленскую слободу, которая называется сегодня Казанским посадом, и найдите за высокой колокольней из красного кирпича на улице Баумана дом под номером 78. Это и есть бывшая Богоявленская церковь.

Чуть раньше Преображенского собора выросла в 1596 году на территории монастыря церковь с часовней во имя Николы Ратного, а в 1730 году святые отцы города освятили и церковь великомученицы Варвары. Таким образом, к середине XVIII века монастырь имел уже три каменные церкви, часовенку, одним словом - все положенные святой обители службы и…трех монахов. Нужно сказать, что мужские монастыри, в отличие от женских, никогда не имели большого количества монахов. Мужчины шли в братию во Христе менее охотно,нежели женщины становились Христовыми невестами, и даже в самые лучшие для монастыря времена насчитывал он, самое большее, 24 монаха, в то время как численность, например Девичьего Богородицкого монастыря на ул.Большой Красной вместе с послушницами была около 100 - 120 душ.

Общий вид Спасо-Преображенского монастыря в начале 21 вв.
Общий вид Спасо-Преображенского монастыря
в начале XXI в. (начало реставрации…)

В начале XIX века во времена архимандрита Антония, известного в Казани подвижника и общественного деятеля, Спасо-Преображенский монастырь представлял собой неприступную крепость. С юго-запада и юга он был огражден стенами кремля, а с северо-востока и севера - высокой каменной оградой, о которой уже упоминалось

Спасо-Преображенский монастырь горел в пожарах 1742, 1749, 1757 и 1797 годов. До остовов стен выгорела святая обитель в самом страшном для Казани пожаре 1815 года, когда пострадал и кремль. И каждый раз монастырь неминуемо восставал из пепла.

 

 

В настоящее время ведутся восстановительные работы.

По материалам книги: Казань. Времен связующая нить.
2-е изд. перераб. и доп. - Казань: Титул. 2000 год


Ссылки по теме: Некрополь Спасо-Преображенского мужского монастыря