Декоративно-прикладное искусство XVIII - начала XXI вв. Декоративно-прикладное искусство Татарстана имеет исключительное значение, поскольку в течение долгого периода исторического развития именно в нем раскрывались особенности национального художественного мышления татарского народа.
Коллекция произведений декоративно-прикладного искусства Национальной художественной галереи насчитывает порядка 450 единиц. Здесь представлены все основные виды декоративно-прикладного и народного искусства Татарстана: это и вышивка, ткачество, золотошвейное дело, ювелирное искусство; это и уникальный вид декоративного искусства татар - кожаная мозаика; также представлены прекрасные образцы шамаилей.
Советский период развития искусства Республики Татарстан в коллекции Национальной художественной галереи представлен достаточно широко, включая в себя порядка 550 работ. Здесь можно познакомиться с произведениями таких традиционных для советского искусства жанров как тематическая картина, индустриальный пейзаж 1950-1970-х гг.
Первые шесть залов художественной галереи посвящены творчеству Хариса Якупова
Х.А. Якупов - Народный художник Татарстана и СССР, действительный член Академии художеств РФ. Творчество Якупова - это целая эпоха в татарской художественной культуре. Коллекция произведений Х.А. Якупова в национальной художественной галерее насчитывает порядка 300 работ 1940-2000-х гг. Это и живописные произведения, раскрывающие его художественное своеобразие и творческую свободу, и уникальное собрание графики военных лет. Раздел экспозиции, посвященный творчеству X. Якупова, часто называют галереей в галерее. Действительно, в шести залах экспозиции представлены лучшие работы этого автора, раскрывающие основные этапы его творческой жизни.
Современное искусство Татарстана складывается на том духовном пространстве, где уже более четырех веков соединяются и взаимопереплетаются традиции татарской и русской культуры, где пересекаются две великие цивилизации - мусульманская и христианская, где соединяются, но все же не сливаются до конца Восток и Запад.
Коллекция современного искусства в Национальной художественной галерее насчитывает порядка 250 работ. Здесь представлены все основные стили, жанры, направления, в которых работают современные художники Республики Татарстан. Коллекция охватывает произведения не только казанских авторов, но и всей Республики: представлены работы художников из Набережных Челнов, Нижнекамска и др.
1 сентября 1895 года открылась Казанская художественная школа, деятельность которой способствовала превращению города в центр художественного образования и выставочной деятельности восточного региона России.
Сначала в школе действовало только живописное отделение, определившее основное направление развития, затем были открыты граверное (1896), архитектурное (1897) и скульптурное (1898) отделения. В 1902 году для школы было построено специальное здание, оборудованное художественными мастерскими. С самого начала деятельность школы носила демократический характер, и в составе учащихся преобладали представители мещанского и крестьянского сословий. Различие в вероисповедании не было препятствием для поступления, помимо православных в школе учились католики, лютеране, униаты, иудеи и др., однако практически не было мусульман, поскольку необходимо было знание «закона Божия».
Баки Идрисович Урманче - выдающийся деятель татарской культуры, народный художник России и Татарстана, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая. Постоянная направленность творческих поисков Урманче связана с воплощением в искусстве национальной темы. Произведения мастера вошли в сознание татарского народа как неотъемлемая часть его духовного мира. Значение его для изобразительного искусства так же велико, как С.Сайдашева и С.Садыковой - для музыки, Г. Тукая и М. Джалиля - для литературы, Г. Кариева и Г. Камала - для театра.
Широкий диапазон творчества Урманче включает живопись, скульптуру, театрально-декорационное искусство, рисунок, каллиграфию, гравюру и иллюстрацию. В коллекции Национальной художественной галереи отражены практически все виды искусства, в которых работал Урманче. Собрание раскрывает своеобразие его творческого языка, основные направления духовных поисков мастера.