Современное искусство Татарстана складывается на том духовном пространстве, где уже более четырех веков соединяются и взаимопереплетаются традиции татарской и русской культуры, где пересекаются две великие цивилизации - мусульманская и христианская, где соединяются, но все же не сливаются до конца Восток и Запад.
Коллекция современного искусства в Национальной художественной галерее насчитывает порядка 250 работ. Здесь представлены все основные стили, жанры, направления, в которых работают современные художники Республики Татарстан. Коллекция охватывает произведения не только казанских авторов, но и всей Республики: представлены работы художников из Набережных Челнов, Нижнекамска и др.
Развитие искусства 1980-х-1990-х годов, совпало с коренными переменами социальной жизни. В это время картина развития искусства значительно усложняется, одновременно проявляются самые разнонаправленные тенденции. Если для старших поколений условием существования было включенность в единый стиль, то теперь значительно усиливаются тенденции индивидуализации творчества. Диапазон выбора теперь ничем не ограничен: русский реализм, который может пониматься и как скрупулезное копирование внешней формы, и как создание обобщенных образов современных и исторических событий (А.Хисамов, Г.Архиреев, А.Карпенко и др.), постимпрессионизм конца 19 века (М.Вагапов, А.Хамидуллин, А.Егоров), древнерусское искусство и итальянское кватроченто (Е.Голубцов), Северное Возрождение (И.Антонова), искусство примитива (Р.Кильдибеков, С.Румак), средневековое искусство мусульманского Востока и метафизическая живопись 20 века (И.Хасанов, А.Артамонов), абстрактное искусство 3. Миннахметов, Р.Нафиков.
Общим для всех художников Татарстана конца XX века - начала XXI в. является опора на традиции. Свобода - это не только поиски абсолютно нового, но и возможность собственного переосмысления культурного наследия. «Культурная память» становится таким же источником творчества, как и реальные жизненные переживания. Бережная передача внешних признаков уходящего традиционного уклада, соседствующих с ритмами новой жизни, мы видим в работах Ш.Шайдуллина, Ф.Якупова и др., исторические реконструкции становятся темой произведений У.Абдулова, Ф.Халикова.
Современных художников вдохновляет ислам с его метафоричностью, мистикой, потрясающей декоративностью. Исламское искусство строго аналитично, пронизано сложной символикой. Метафоричность предполагает придание речи (художественной форме) глубинную осмысленность; декоративность - не столько украшает, сколько стремится сконцентрировать внимание на глубинной философской сущности самого предмета. Многих художников вдохновили коранические образы, мотивы, придав их произведениям особую выразительность. В том числе и молодых художников А. Ильясову и Р. Шамсутова. А. Ильясова обогатила язык современного татарского искусства целым рядом мифологических образов, извлеченных из Корана, хадисов, народных поверий. Она подарила нам много смутных ощущений: музыкальных, ритмических, декоративных, иногда просто на уровне прекрасного изображения или возвышенного знака. Все, что сделано ею - грандиозная победа свободного самосознания, торжество казанского ориентализма.
В. Анютин - набережночелнинский художник напрямую и серьезно прикоснувшийся к проблемам современного города. Но при этом, город у него - образ обобщенный, таких городов много, и проблемы их схожи. Поэтому не индивидуальная «внешность» города или образ конкретного человека, а типичные проблемы современной урбанистики или типичное поведение современного человека вызывает его интерес.
Еще один художник из Набережных челнов - Хамза Шарипов. Творчество Шарипова относится к модернистскому направлению в современном татарском искусстве, которое получило название тат-авангарда. Глубоко самобытное, национальное, прочно базирующееся на народных художественных традициях (вышивка, узорное ткачество, искусство намазлыка), оно связано и с восточным китайско-японским искусством, и западноевропейским искусством начала XX в. Характерной особенностью картин X. Шарипова является их философское содержание, выраженное в лаконичной форме, с опорой на символику древних архитипических образов и на традиции искусства народного примитива.
Как и все народное искусство, его творчество характеризуется отходом от простой обыденности, интересом к замысловатости, символическим сюжетам. Характерный для творческого метода X. Шарипова принцип «отсечения», доводящий реальные формы до степени знака, схемы, объясняется особенностями исламского искусства. Как и в татарской вышивке, предпочтение отдается ярким насыщенным тонам - зеленому, желтому, красному, синему, бордовому. Часто изображение наносится на черный фон, который усиливает звучность, контрастность цветов. Нередко остается вообще не закрашенной, тоже приобретая символическое значение – это цвет самой естественности.
Картины X. Шарипова, простые и бесхитростные на первый взгляд, представляют сложную знаковую систему. Ее символический смысл, включающий множество глубинных пластов, раскрывается для зрителя постепенно, через его личные ассоциативные представления и знание национальной и мировой культуры.
Во все времена обращение в искусстве к многовековым народным образам, сосредоточивших в себе неиссякаемые силы земли и энергию предков, наполняло души целительными силами. У художника А. Фатхутдинова в 1980-е гг. появился удивительный цикл картин -«Обереги» (Ияляр), где само название восходит к языческим временам,суевериям предков.
Ахсан Фатхутдинов родился в 1939 году в РТ. Монументалист, живописец. В самом начале своего становления Фатхутдинов отверг всякие соблазны копирования действительности. Перед нами представлены две работы из цикла «Ияляр» - «Обереги» А. Фатхутдинова. Согласно татарскому фольклору у всего, что нас окружает, есть свой оберег, свой хранитель и свой дух... Кто-то кого-то во все времена должен оберегать. Кто-то должен поднять тяжелые камни, чтобы под них вошел воздух. Кто-то кого-то должен разбудить... И даже кричать, чтобы разбудить остальных... «Хозяин хлева» - любит лошадей. «Бичура» - в мифологии домовой, несчастное существо, но милосердна, не спит ночами, оберегая покой людей. В трактовке художника бичура - косматая, некрасивая, но в этом облике подкупает нечто удивительно теплое, домашнее, способность одухотворять все вокруг. «Дух хлева» - строящий согласно традиции, козни своему хозяину и его скоту («запутывает», «плетет косички»). А у Ахсана - он «любит лошадей, расчесывает им гриву, гладит. А рамы этих работ напоминают изгороди деревенского дома. В дереве автор любит ощущать поверхность, воспринимая ее как холст или бумагу, отказывается от дробления материала. Рамы источают ароматный лесной дух, запах дерева, воскрешают сказки о чарующих дремучих карурманах и об их обитателях: лесных героях, дровосеках и заблудившихся невинных душах. Оформление работ становится действующим лицом.
Развивая лучшие традиции реалистического искусства, успешно работает А. Абзгильдин. К числу главных черт искусства Абзгильдина относятся гуманистическая направленность произведений, приобщение к народному творчеству, органическое освоение достижений мирового искусства. Он тяготеет к раскрытию обобщенных символических пластов, как бы покрывающих действительность слой за слоем. Его произведениям присущи графическая четкость, драматизм, стремление к гражданственности, некоторая жесткость письма. В его картинах находят отражение и мифы, и религия, и национальные культурные традиции.
И. Зарипов с присущей ему настойчивостью и ритмичностью продолжает репродуцировать образы, символизирующие генетические корни, «материнское лоно», «татарский дом» и как выражение этих тенденций луноликих татарских красавиц. Для Зарипова характерна пастозная, густая, плотная фактура письма, хорошо передающая материальность предметов. Он использует приемы «неученого», наивного искусства. Это необходимо художнику для того, чтобы передать не частное, конкретное, но общее, значимое - национальный тип красоты. Его портреты - живописные повествования, почти неотделимые от жанровых картин.
Какие бы художественные системы, какой бы «исторический» язык не использовали современные художники РТ, их искусство отвечает на вопросы современности. В калейдоскопической быстроте событий, при хрупкости человеческих и социальных связей всем нам необходимы опоры на вечные ценности, осознанность нравственных ориентиров. И художники видят устойчивость бытия в естественности уклада деревенской жизни, великой глубине библейских и коранических истин, в гармонии природы. Трагедии прошлого и противоречивость настоящего требуют примирения и приятия, и только на этой основе может родиться будущее.