Археологические раскопки на территории бывшего Арка, 2001-й год |
Арк территориально располагался на месте современной Резиденции Президента РТ. Арк Казан был обширным и сложным архитектурным комплексом, который занимал северную часть современного Кремля на северной оконечности крутого мыса у слияния рек Казанки и Булака и был укреплен высокими стенами и башнями. Князь Курбский наблюдая крепость у Елбугиных (ныне Воскресенских) ворот писал: "Царев двор… бо бе зело крепок между палат и мечетей каменных, оплотом великим обточен". В комплекс Арка входили дворец, мечеть, представительские и хозяйственные сооружения. Весь комплекс был окружен каменной стеной с башнями, размещался на сложном рельефе и, как и большинство средневековых дворцовых комплексов, делился на ряд секторов. Археологами исследован культовый комплекс Хан-джами: фундаменты каменной мечети двух периодов, дюрбе (мавзолеев) с захоронениями Казанских ханов, минарета. Казанская Писцовая книга, составленная в третьей четверти 16 века, упоминает этот дворец под названием "старого царева двора". В начале 18 века отдельные части "царева двора" вошли в состав находившегося здесь оберкомендантского дома. Последним из ученых видел татарские постройки в Кремле Капитон Милкович, упомянувший в 1804 году о стенах Ханского двора и остатках дворца. Карл Фукс сообщал о том, что "в 1807 году разломан в здешней крепости ханский дворец- последний остаток татарской архитектуры".
Законсервированные археологические остатки
Ханских дюрбе в комплексе Хан-джами |
Фундаменты Хан-джами во время раскопок 2000
года |
В 2000 году на площади перед Президентским дворцом был обнаружен обширный комплекс сооружений: каменного монументального здания с дозорной башней, деревянного здания с протяженной галереей на столбах-опорах, остатки казначейства, разграбленного во время захвата Казани русскими, остатки каменной оборонительной стены вдоль восточного гребня холма, рва у башни Сююмбике и др.
При благоустройстве территории Резиденции археологические остатки каменного здания с башней были законсервированы и музеефицированы и являются сегодня объектом экскурсионного показа.
Резиденция Президента РТ размещается в здании
бывшего Губернаторского дворца в северной части Кремля. Дворец
был построен на месте, где в ханской столице был расположен
дворцовый ансамбль, а в XVIII в. стоял обер-комендантский
дом. Здание, построенное в псевдовизантийском стиле, представляет
собой двухэтажное с антресольным и подвальным этажами,
кирпичное, строго симметричное по архитектурно-планировочному
решению строение. Центром главного фасада является ризалит, увенчанный
фронтоном, представляющим из себя три килевидные арки. Горизонтально
здание делится поэтажно, выделен самостоятельно каждый из этажей
и цокольный этаж. Главный фасад имеет два выхода, которые представляют
собой крыльца на двух ордерных колоннах, делящихся пополам.
Дверные проемы арочные. Первый и второй этажи здания разбиваются
рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов с гирькой
посередине. Ризалит на втором этаже акцентирован спаренными
полуколоннами сложного ордера. В эклектичном декоре здания сочетаются
формы русского классицизма (членение коринфским ордером, рустовка
нижнего этажа, простая симметричная планировка), барокко (раскреповка
антаблемента над пучками приставных колонн центрального выступа,
разорванные фронтоны двух входных портиков и пр.), мусульманского
(висячие гирьки между спаренных арками окон второго этажа) и древнерусского
зодчества, (килевидные полукружия над центральным выступом, фигурные
опоры переходной арочной галереи).
Дом Оберкоменданта в Казанском Кремле, рис.Э.Турнерелли,
1830-е гг. |
Одно из зданий комплекса Оберкомендантского
дома, рис.Э.Турнерелли, 1830-е гг. |
Губернаторский дворец, фото кон.19 - нач.20
вв. |
Здание является свидетелем важных исторических событий: после Февральской революции 1917 года здесь некоторое время находился Казанский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В ночь с 25 на 26 октября 1917 после подавления контрреволюционного сопротивления в здании открылось заседание членов революционного штаба, на котором была провозглашена советская власть в Казани.
Резиденция Президента РТ, общий вид. Фото Н.Халита, 2003 г. |
Резиденция Президента РТ, фонтан. Фото Д.Петрова, 2004 г. |
В отделке интерьеров господствовали мотивы в стиле модернизированного русского классицизма; она была выполнена под руководством архитектора М.П.Коринфского, который работал в Казани в 1832–51 г.г. Внутренние помещения имеют сводчатые и плоские покрытия, плафон большого зала украшен лепным византийским орнаментом.
Высота здания 28 м, площадь застройки 56*40 м.
Резиденция Президента РТ, фонтан. Фото А.Алексеева, 2002 г. |
Резиденция Президента РТ, каминный зал |
Резиденция Президента РТ, зал совещаний |
Резиденция Президента РТ, белый зал |
Резиденция Президента РТ, зал заседаний |
Фасады здания реставрировались в 1 пол. XX в. и в 1999– 2001 г.г. (мастерская
арх. Ф.М.Забировой). Интерьеры были радикально реконструированы в 2001–2002 гг. При
участии арх-в В.П.Логинова и Е.Прокофьева с частичной
реставрацией сохранившихся элементов прежней отделки и введением
мотивов татарского национального стиля. После реконструкции интерьеры
приобрели значительно большую представительность, повысилось качество
отделки.
Дворцовая церковь, фото начала 20 в. |
Дворцовая церковь в панораме Казанского Кремля.
Фото 1997 г. |
Расположена в северной части Кремля, в комплексе с Губернаторским дворцом и башней Сююмбике. Существует мнение о том, что здание нынешней Дворцовой церкви в период Казанского ханства было мечетью Нургали, влиятельного казанского князя.
На старинном плане Казани 1768 года на месте церкви показана "церковь, обращенная из мечети". Однако здание вряд ли может быть перестроенной мечетью.
Как мы уже знаем, археологические исследования 1977 года на этой территории вскрыли культовый комплекс 15-16 века.
Во-первых, они показали иную ориентацию всех исследованных построек по отношению к здании церкви, т.е. ориентацию на Каабу, как принято в архитектуре исламских культовых сооружений.А церковь, согласно правилам православной культовой архитектуры, ориентирована по сторонам света.
Во-вторых, если здание церкви было мечетью, то не было бы надобности на месте большой соборной мечети, часть фундамента которой скрывается под зданием церкви, строить другую, намного меньшую в размерах мечеть, нарушающую, к тому же, некрополь Казанских ханов.
Фундамент здания заложен во 2 пол. XVI в. рядом со зданием Хан-джами, однако строительство церкви началось лишь в 1 пол. XVIII века в связи с коренной реконструкцией этой части крепости. Фундамент здания, невероятно глубокий, был сложен в 16 веке из крупных обтесанных известняковых блоков и надстроен в 18 веке, стены выложены из крупномерного кирпича, фасады оштукатурены (первоначально имели известковую затирку), помещения крыты сводами. Церковь представляет тип бесстолпного пятиглавого в прошлом храма с ярко выраженной ступенчатостью композиции и состоит из двух высоких этажей с обходной галереей-гульбищем по второму этажу. В связи с этим архитектура церкви представляет собой любопытный пример сочетания планировки 16 века с внешним решением, присущим раннему российскому барокко. Высота здания 27 м. размер в плане на уровне подклети 21*18м.информацияя с официального сайта «Казанский Кремль» - http://real-kremlin.ru
Дворцовая церковь, рис.Э.Турнерелли, 1830-е
гг. |
Вид с юго-запада. Фото Д.Петрова, 2004 г. |
Вид с башни Сююмбике. Фото Н.Халита, 2003 г. |
Архитектура церкви композиционно увязано с рядом стоящей дозорно-проездной башней и была связана в прошлом с ней стеной, остатки которой сохраняются и сегодня.
Храм был домовой церковью казанских губернаторов и приходским для прислуги и охраны, живших во дворце. В штате был один священник, живший во дворце; псаломщиков приглашали со стороны. В 1749 году церковь горела, а во второй половине 18 века (после 1768 г.) обновлялась.
После пожара 1815 года, уничтожившего ее почти полностью, она долго простояла полуразрушенной. До 1849 г. использовалась как пороховой склад, пока Клеймихель (тот самый из Некрасовской "Железной дороги") не привел ее в порядок.
При реконструкции в середине XIX века, произведенной под руководством архитектора Ф.И. Петонди, была произведена перепланировка здания, закрыты галереи нижнего и верхнего этажей, главный вход перенесен на западный фасад, интерьер получил черты классицизма.
Крытой галереей она была связана с Губернаторским дворцом, т.к. была "домовой". Церковь была восстановлена по приказу Николая I по утвержденному в 1852 году проекту как дворцовая Сошествия св. Духа и освящена в 1859 году ". Оформление интерьера главного зала Губернаторского дворца выполнил арх. М.П.Коринфский.
Это здание построено в характерных для конца 17 - начала 18 вв. барочных формах. Одноглавый четверик основного храма с пучками колонн с пышными капителями на углах и нарядными оконными наличниками поставлен на двухъярусный подклет с крытым в прошлом галереей-гульбищем. Колонками отмечены и углы большого 8-гранного барабана. Гульбище высится над крытой галереей-папертью, которая с восточной стороны соединяется с губернаторским дворцом. Здесь же находился в прошлом и вход в нижнюю часть храма. Центральный объем верхнего храма, перекрытый четырехдольно-сомкнутым сводом, увенчан луковичной маковкой на граненом барабане. Нарядны наличники оконных и дверных проемов, состоящие из колонок и "петушиных гребешков". Входные наличники имеют, кроме того, разноцветную раскраску.
В церкви было три престола. Главный, в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов — на втором этаже, небольшой престол во имя Святителя и Чудотворца Николая — на первом, и совсем маленький престол — во имя Святой Мученицы Царицы Александры — в галерее с северной стороны.
Храм был домовой церковью казанских губернаторов и приходским для прислуги и охраны, живших во дворце. В штате был один священник, живший во дворце, псаломщиков приглашали со стороны. Храм был закрыт и разграблен в сентябре 1918 года, вместе с другими кремлёвскими церквами.
В советское время здесь размещалась столовая.
Здание отреставрировано. В настоящее время здесь размещается Музейно-мемориальный комплекс «История государственности татарского народа и Республики Татарстан».
Н.Халитов. Башня Сююмбике. >>>
Башня Сююмбике. Фото А.Сунгатова, 2005 г. (отражение в куполе мавзолея Казанских Ханов) |
Признанный архитектурный символ Казани - башня Сююмбике широко известна далеко за пределами Татарстана, и по сути дела признана всеми татарами мира за символ своей Родины. Без нее невозможно представить наш город, - так же как Париж без Эйфелевой башни, Лондон без Тауэра или Каир - без пирамид. Башня Сююмбике возникла как один из элементов большой реконструкции оборонительных сооружений Казанского Кремля в первой половине 18 века. Башня закладывалась, видимо, в большой спешке: глубина заложения фундамента ее - всего 1,4 м; он не пересек даже толщу насыпных грунтов и частично опирается на напластования культурного слоя, что впоследствии и послужило причиной ее наклона в северо-восточном направлении.
Ничто в богатой панораме Казани не привлекает такого внимания, как ее изящный стройный силуэт. Это эффектное сооружение находится на самом видном месте Кремлевского холма, - древнего сакрального центра старой части Казани.
Образ Сююмбике сохранился в памяти народа - до сих пор еще в народе живут легенды, увязывающие башню с именем Сююмбике. Вкратце они сводятся к следующим сюжетам: 1) башня построена царицей в память своего мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 году; 2) она сооружена Иваном Грозным за семь дней (семь ярусов) после взятия Казани в 1552 году как условие-просьба Сююмбике, которая якобы затем бросилась с седьмого яруса; 3) это минарет Хан-джами, возведенной Сююмбике, или часть дворца казанских ханов, завершенного строительством при царице.
Все эти легендарные версии хотя и отражают (причем весьма своеобразно) определенные исторические факты, однако далеки от реальности. Какие же варианты предлагает наука? Можно, например, предположить, что на месте или рядом с более поздней башней находились важные для истории Казанского ханства и татарского народа сооружения, которые могли быть затем отождествлены с башней Сююмбике.
Башня пятиярусная - три разных по высоте четырехгранника, поднимаясь уступами, несут два восьмерика, завершенных стройным граненым шатром с дозорной вышкой над ним, увенчанной шпилем с позолоченным полумесяцем на яблоке. При своих значительных размерах (площадь основания 140 кв. м., высота 58 м башня не кажется ни тяжелой, ни грузной. Безукоризненные найденные пропорции придают ей удивительную стройность, изящную простоту и радующий глаз совершенство архитектурных форм. Нижний ярус башни состоит из двух пилонов, соединенных цилиндрическим сводом над проездом. Перекрытия второго и третьего ярусов сводчатые.информацияя с официального сайта «Казанский Кремль» - http://real-kremlin.ru
Башня Сююмбике возведена из большемерного, хорошо обожженного кирпича и имеет заметный наклон в северо-восточную сторону: на сегодняшний день отклонение ее шпиля от вертикали составляет 1,98 м. Гульбища, образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, обнесены парапетами с несложной, но в каждом ярусе иной декоративной обработкой.
Башня Сююмбике, вид с юга. Фото А.Алексеева, 2002 г. |
Башня Сююмбике, элементы внешнего
декора.
Фото А.Алексеева, 2002 г. |
В 1914-16 г.г. в связи с отклонением башни от вертикали были проведены реставрационные работы; - в частности, нижний ярус был укреплен широким стальным бандажом на уровне пяты свода, несколько исказившим ее архитектурный облик.
В 1960 г. сооружение было включено в список памятников архитектуры.
Современное татарское название - "Сююмбикэ манарасы" ("минарет Сююмбике") является калькой с ее русского названия, появившегося в краеведческой литературе в 1 половине 19 века и не употреблявшегося татарами вплоть до последних десятилетий.
Татарское название башни — "Хан манарасы" (Ханский минарет) или «Хан мэчете манарасы» (минарет Ханской мечети) отражает феномен народной памяти о местоположении Ханской мечети и ее минарета, разрушенных русскими во 2 половине 16 века и в действительности обнаруженных на этом месте археологическими исследованиями 1976–77 гг.
Хотя декоративное решение башни Сююмбике выполнено в целом в духе московской школы, на фасадах и в силуэте башни Сююмбике присутствуют и мотивы казанско-татарской традиции. В их числе минаретоподобное завершение, наличие приставных декоративных ничего не несущих трехчетвертных колонн, "сталактитовые" капители, ячеистые консоли над раскреповками в углах второго яруса.