Благовещенский собор

Благовещенский собор Комплекс зданий Благовещенского собора,
Архиерейского дома и Духовной Консистории

Собор основан 4 октября 1552 года, в день торжественного въезда царя Ивана IV в Казань. Царь лично избрал место для будущего храма напротив дворца татарских ханов и мусульманских мечетей. Деревянная церковь была срублена в три дня; к сооружению же белокаменного храма приступили только в 1556 году. Завершен в 1562 г. и освящен 15 августа того же года.

С 1552 по 1918 гг. был главным храмом Казанской епархии. Предполагаемые авторы древней части здания: псковские зодчие Постник Яковлев (Барма), Иван Ширяй (1562 г.), которые в дальнейшем прославятся как авторы храма Василия Блаженного в Москве. Собор реконструировался в 1691 г., 1736 г., 1835 г. (Ф.И.Петонди), 1893 г. Собор был трехпрестольным, правый придел был освящен во имя Благоверных Бориса и Глеба, левый во имя Благоверных Петра и Февронии.

Благовещенский собор в панораме Казанского Кремля.
Фото кон.XIX - нач.XX вв.
Вид с северо-запада
Фото конца 19 - начала 20 вв.

Собор относится к типу четырехстолпных трехапсидных храмов с двумя дополнительными приделами с севера и юга. Это памятник местной культуры, в архитектуре которого отразились черты как характерные для псковско-новгородского стиля средневековой русской архитектуры, так и элементы строительной и архитектурной культуры казанских татар. В формах и конструкции собора ощущается влияние стилей псковского (трактовка апсид, орнаментальная обработка барабанов), владимирского (архитектура под окнами, барабанов и стен) и московского (килевидное) завершение верха стен) зодчества.

Первоначально это был сплошь каменный, 6-столпный, 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный 2 боковыми приделами (с северной и южной сторон) и соединявшей их папертью.

В начале XVII в. была построена отдельно стоящая шестиярусная, круглая в плане колокольня (снесена в 1922 г.), впоследствии высотой немногим уступавшая башне Сююмбике. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой и мощный колокол древнего города. В 1694г. рядом с собором была построена зимняя каменная церковь в честь Рождества Христова, а в 1736 г. - трапезная с крытым крыльцом.

Фото конца 19 - начала 20 вв. Вид с юго-запада
Благовещенский собор в панораме современного Казанского Кремля. Фото А.Алексеева, 2002 г.

От подлинной кладки 16 века сохранились центральный объем с одним средним барабаном, 3 апсиды, боковые приделы, следы внутренней фресковой росписи в алтарной части и ряд декоративных элементов. В конструкциях исследователями отмечено влияние татарского строительного искусства. Собор много раз горел - в 1672, 1742, 1749, 1757 и, особенно сильно, в 1815 году, когда сгорело все, что находилось внутри храма. В связи с этим собор многократно реставрировался. В 17 веке маковки здания обрели "магометанских" луковиц, а в 1 половине 18 века центральный барабан обрел формы украинского барокко.

Благовещенский собор. Часть южного фасада,
16 век.
Фото Н.Халита, 2004 г.
Древняя часть собора, вид с юго-востока.
Фото Д.Петрова, 2004 г.

20 августа 1836 года собор посетил император Николай I. Его распоряжения сыграли важную роль в дальнейшей судьбе храма. Архиепископ Владимир (Ужинский) обратился к Николаю с просьбой выделить средства на ремонт пришедшей в ветхость зимней Рождественской церкви, но Николай вместо этого велел церковь снести и подготовить проект расширения Благовещенского собора и превращения его в зимний.

К 1840 году архитектор Ф. И. Петонди составил проект, утвержденный самим Николаем, В 1841-1846 гг. под наблюдением Петонди собор был расширен на запад, север и юг. Бывшие приделы стали частью главного храма, снесены трапезная и крыльцо. Были выстроены два теплых придела, отделенных от главного храма стенами и имевших отдельные входы. С этого времени внешний вид собора существенно не изменился, в советское время было снесено построенное по проекту Петонди крыльцо.

Собор расписывался несколько раз. Сохранившаяся до настоящего времени роспись выполнена Н.Л.Сафоновым, известным иконописцем из Вязников Владимирской губернии. В 1906-1909 гг. была проведена капитальная реконструкция внутри собора по проекту архитектора Ф.Н.Малиновского.

Древняя часть собора, восточный фасад.
Фото Д.Петрова, 2004 г.

В истории собора остались имена множества выдающихся людей.Строитель собора первый казанский епископ Гурий (Руготин) канонизирован в 1595 г. Его мощи, ныне находящиеся в церкви на Арском кладбище, всегда были главной реликвией собора. В 1841 г. при строительстве правого придела была обнаружена под землей келья Святителя Гурия, в которой он уединенно молился - небольшая комнатка с каменными стенами и каменным образом Спаса. Келья стала объектом паломничества. Она сохранилась. Вход в нее - через деревянные сени, и сейчас стоящие рядом с крыльцом правого придела.

Канонизированы также второй казанский епископ Герман (Полев), митрополит Гермоген, впоследствии патриарх. Казанский митрополит Ефрем венчал на царство новоизбранного царя Михаила Федоровича, а митрополит Адриан стал последним патриархом на Руси в XVII веке.

В Благовещенском соборе хоронили епархиальных архиереев, умерших в Казани. В подвале под главным алтарем, вход в который находится снаружи у главной апсиды, похоронены митрополиты: Тихон I (1575-1576), Лаврентий II (1653-1672), Маркелл (1690-1698), архиепископы Афанасий (Соколов) (1856-1866), Владимир (Петров) (1892-1897), Дмитрий (Самбикин) (1905-1908), Никанор (Каменский) (1909-1910). В 1897г. в подвале был освящен придельный храм во имя Всех Святых.

Благовещенский собор. Интерьер восточной части, 16 в. Росписи 19 века.
Фото Н.Халита, 2004 г.
Благовещенский собор. Сохранившаяся фреска в алтаре конца 17 века с изображением Казанской божьей матери.
Фото Н.Халита, 2004 г.

В главном храме вдоль северной стены были похоронены митрополиты Вассиан (1575), Матфей (1615-1646), Симон (1646-1649), Корнилий (1650-1656), Иоасаф (1674-1686). Вдоль южной стены главного храма находились могилы митрополита Тихона (Воинова) (1699-1724), архиепископов Павла (Зернова) (1803-1816), Ионы (Павлинского) (1826-1828). Архиепископы Антоний (Амфитеатров) (1867-1879) и Павел (Лебедев) (1887-1892) были похоронены в правом приделе. Захоронения в подвале собора разорены в советское время, не сохранились и могилы в Борисоглебском приделе. Захоронения в главном храме, вероятно, целы, но никак не обозначены.

Собор посещали многие известные люди, бывавшие в Казани, в их числе А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, С.В. Рахманинов, В.Г. Короленко, В.И. Немирович-Данченко и другие. В хоре собора неоднократно пел Ф.И. Шаляпин. Впечатления от собора отражены во множестве мемуаров и опубликованных писем.

Благовещенский собор. Мусульманское надгробие в стене алтаря.
Фото Н.Халита, 2004 г.
Благовещенский собор. Интерьер западной части, 19 в.
Фото Н.Халита, 2004  г.

На службах в кафедральном соборе присутствовали Петр I, Екатерина II и все российские императоры после нее, почти все члены императорского дома, в том числе, в 1911 и 1913 гг. великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне канонизированная.

Собор был закрыт в сентябре 1918 г. под тем предлогом, что Кремль был объявлен военным городком и все посторонние организации, прежде всего, религиозные, из него были выселены. Огромные ценности, накопившиеся в соборе, были разграблены, и установить их судьбу невозможно. В 1921 г. собор был вновь открыт и передан обновленцам, а в 1929 г. закрыт окончательно. До 1996 г. в соборе находились хранилище и другие подразделения республиканского архива, подвальные помещения, места захоронения архиереев были отданы под овощехранилище.

Фасады реставрированы в 1980 (арх.Р.А.Гайнуллин) и 1998–2001 гг., интерьеры — в 1995–2001 гг.

Архиерейский дом (19-20 вв.)

Архиерейский дом, восточный фасад.
Фото А.Молоковича, 2004 г.

Расположен за сквером, южнее Благовещенского собора.

Историческая справка.

Архиерейский дом расположен за сквером, рядом с Благовещенским собором. С момента возникновения Казанской епархии в 1555 г. значительную часть территории Кремля от Благовещенского собора до Консисторской башни и от северо-восточной стены до нынешней главной и единственной улицы Кремля занимали постройки, принадлежавшие казанским архиереям. Весь этот комплекс храмов, жилых, административных, хозяйственных строений называли архиерейским домом. На том месте, где сейчас стоит дом, уже в конце 1550-х гг. находилась двухэтажная деревянная изба с жилыми покоями епископа Гурия и крестовым храмом. С 17 века на планах Кремля здесь зафиксирован обширный укрепленный комплекс построек, со входом с западной стороны, в том числе и каменный двухэтажный дом с двумя храмами. Но к середине 18 века, в связи с тяжелым материальным положением епархии, дом находился в аварийном состоянии. С 1780-х гг., после переезда митрополита Вениамина (Пуцек-Григоровича) в загородную резиденцию, архиерейские постройки в Кремле пришли в полный упадок, а после пожара 1815 г. уже не подлежали восстановлению. Вскоре это здание, сильно поврежденное пожаром, было снесено.

План Архиерейского подворья в середине 16 в. Реконструкция по Писцовым книгам Л.С.Шавохина и С.А.Мамлеевой
План Архиерейского подворья в
середине 18 в.
План Архиерейского подворья в середине 19 в.

В 1828 году архиепископ Филарет (Амфитеатров) добился разрешения восстановить архиерейский дом в Кремле. Император Николай I лично пожаловал на постройку деньги. Ныне существующий дом был построен в 1829 году. На втором этаже была освящена крестовая церковь во имя святителя Гурия. В 1909 г., после реконструкции, она вновь была освящена во имя Гурия, Варсонофия и Германа Святителей Казанских.С этого года архиерейский дом стал главным местом жительства казанских архиереев. Это здание, тоже двухэтажное, в духе николаевского классицизма, завершенное куполом, существует и поныне. Весь комплекс был огорожен каменной стеной с башенками и массивными воротами. С 1909 года кроме квартиры архиерея и храма, в доме находился миссионерский приют для 20 мальчиков-сирот из марийцев-язычников.

В сентябре 1918 г. дом был конфискован советской властью. С 1920 г. и до настоящего времени в нем размещаются различные правительственные учреждения Татарстана.

В 1930-е гг. был надстроен третий этаж, существенно изменивший облик дома.

Архиерейский дом
Фото Д.Петрова, 2004 г.

К настоящему времени из всех зданий сохранилось тsолько два дом, где жили архиерей, и здание консистории.

Некоторые из епархиальных архиереев, проживавших в доме, оставили заметный след в истории церкви, в развитии богословских и исторических наук. В 1848-1856 гг. здесь жил архиепископ Григорий (Постников) (1784-1860) - крупный ученый, основатель нового направления в богословии, так называемого "сердечного", в 1882-1887 гг. - архиепископ Палладий (Раев) (1827-1898), позже митрополит Санкт-Петербургский, в 1905-1908 гг. -Димитрий (Самбикин) (1839-1908) - церковный историк и основатель церковно-исторических и краеведческих организаций, в 1908-1910 гг. - архиепископ Никанор (Каменский) - автор множества краеведческих работ.

Здание духовной консистории, кон. XVIII в., сер. XIX в.

Фрагмент древней стены с бойницей.
Фото Д.Петрова, 2004 г.

Г-образное в плане здание состоит из ряда разновременных частей. Наиболее древняя восточная часть его стоит на остатках древней белокаменной оборонительной стены, фрагмент которой, примыкающий к Консисторской башне с севера, можно видеть и сегодня. На ней надстроена кирпичная русская стена 16-17 вв. с бойницами, использующаяся как западная стена Консистории. В этой части здания прослеживаются металлические связи древнего подвального помещения, вероятно, 17-18 вв. Казанская духовная консистория, как вспомогательный орган епархиального управления при архиерее была создана в 1739 году. Членами консистории были священники, но основной персонал составляли чиновники в классных чинах. Фактически консистории были государственными органами по управлению православной церковью и играли в жизни епархии даже более важную роль, чем архиереи. Консистория с самого начала находилась на этом месте, напротив собора. Ныне существующее здание было построено в конце 18 века и реставрировано после пожара 1815 года. Западное крыло здания - типичный образец русского классицизма середины 19 века.