Некрополь Спасо-Преображенского мужского монастыря

Елдашев А.М.,историк-краевед

Не многие из тех, которые провели большую часть жизни в Москве, смотрят равнодушно на Донской монастырь: почти все приближаются к нему с умилением и слезами, ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества" 1. Так говорил некогда Н.М.Карамзин о кладбище Донского монастыря. Тоже самое можно было сказать и о некрополе Спасо-Преображенского монастыря. Казанцы не могли проходить без благоговения мимо этого уголка земли, где упокоились останки многих великих людей.

Правда кладбище это было невелико и не богато изящными памятниками, но таинственная сень его была способна вызвать много дорогих воспоминаний и благоговейных чувств. Здесь представали образы мирно почивших о Господе и архипастырей, и военачальников, и именитых купцов казанских, и скромных тружеников - монахов. А над всем этим господствовала мысль о том, что этот уголок земли был местом вечного упокоения великих угодников Божиих и первых просветителей казанского края - святителей Гурия и Варсонофия 2.

Самой первой на погосте Спасского монастыря была могила св. Гурия, скончавшегося 4 декабря 1563 года и погребенного пред алтарем Преображенского собора. Над могилой его вскоре же была сооружена боярином Иваном Елизаровичем Застолбским "каменная клеть"3. В 1576 году клеть эта приняла под свою сень нового великого подвижника веры св. Варсонофия (дата смерти - 11 апреля 1576).

В 1596 году, при перестройке деревянного собора в каменный, клеть, устроенную Застолбским, пришлось сломать. При этом последовало открытие мощей свв. Гурия и Варсонофия. Нетленные тела их оставлены были наверху, а для останков иноков Ионы и Нектария сооружена была пред алтарем каменная "пещерка", которая изнутри имела каменный свод. Снаружи дневной свет проникал через пять узких продолговатых оконца, забранных железными решетками. Вход в неё был углублён в землю на четыре ступени 4.

"Пещерка" не позже 1606 года приняла останки благочестивого греческого архиепископа Епифания. На могиле его лежал камень со следующей надписью: "Апреля в 19-й день. На память преподобнаго отца нашего Иоанна ветхия лавры. Преставися преосвященный Епифаний архиепископ святаго града Иерусалима, монастыря святыя Голгофы, иже на краниеве месте…" 5

В 1614 году здесь же был погребен казанский митрополит Ефрем (дата смерти - 26 декабря 1613), короновавший первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича. На могильной плите, которого было выбито: "Лета 7122-го (1613 г.), месяца декемвриа в 26 день. Преставися рабъ Божий Ефремъ, по преименовании 6 вторый митрополитъ Казанский и Свияжский". 7

Здесь же упокоились настоятели святой обители архимандриты Сергий (1608-1613) и Еремей (1628-1629). 8 Надгробная плита архимандрита Сергия, как отмечает П.А. Воскресенский, ещё в конце XIX века была цела. 9

В этой клети в 1674 году был погребен и сын Застолбского Нестор, в иночестве Нектарий, а после и сам Застолбский, нареченный в иночестве Ионою.

В 1706 году в этой "пещерке" удостоился погребения греческий епископ Арсений. На надгробной плите его была следующая надпись, сделанная вязью: "во имя Спасителя нашего Христа Бога Успе, и погребенъ на семъ месте, греческихъ странъ, андружския епархии, пелопонскаго острова, епископъ Арсений, который жилъ прежде въ Москве 7201-го, и посемъ жилъ въ Макарьеве пустыне, что близъ Свияжска, тутъ и преставись в лето 1706-го апреля въ 14 день, и погребенъ великимъ господиномъ преосвященнымъ Тихономъ митрополитомъ казанскимъ и свияжскимъ, апреля в 16 день, бяше же онъ за некая приключшаяся обстояния отлученъ святейшимъ Досифеемъ патриархомъ иерусалимскимъ: по смерти же его, тогожъ 706 лета, яко усердный, и ближний по евангельскому словеси другъ преосвященнейший архиерей Тихонъ толко тщание о разрешении положилъ, и по намерению своему чрезъ писание о разрешении его получилъ просимое отъ святейшаго патриарха константинопольскаго присланное, за подписаниемъ руки его, и при немъ одинадцать архиереев, въ писанное на греческомъ языке, и та грамота положена с нимъ во гробъ, и ради ведения преведенный списокъ во архиерейской ризнице положенъ". 10

За какие-то прегрешения он был отлучен иерусалимским патриархом Досифеем и конец своей жизни провел сначала в проживая в Москве, а затем в Макарьевской пустыни, что в двух верстах от Свияжска. Казанский митрополит Тихон III (1699-1724) за кротость, благочестивую жизнь и полное раскаяние возлюбил его и по смерти старца в 1706 году похоронил его в "пещерке". Через русского резидента в Константинополе Петра Алексеевича Толстого он предпринял энергичные меры по исходотайствованию прощения от восточных патриархов. Уже после кончины патриарха Досифея (1707 г.), П.А.Толстой исхлопотал у патриарха Константинопольского Гавриила полную разрешительную грамоту, написанную на греческом языке вместе с переводом ее на славянский язык. Греческая грамота была положена Тихоном в гроб Арсения, а славянский перевод её оставлен на хранение в архиерейской ризнице. 11

Над погребенными в "пещерке" были положены надгробные плиты с соответствующими каждому надписью, сделанными вязью.

В процессе археологических раскопок "пещерки" в 1995 году были выявлены две целые и несколько разбитых надгробных плит. Это были известковые плиты со славянской вязью и рисунком (двойной круг с плавно расходящимися в разные стороны "дугами"), жгутовым орнаментом, розетками. Края плит были обработаны "зубчиками". На основании анализа, плиты были датированы концом XVI - серединой XVII века. 12

По левую сторону от "пещерки" в 1740 году в специально сооруженной часовне был похоронен ближайший родственник Кахетинского царя Теймураза князь И.Е Багратион-Давидов, который проживал в Казани по велению императрицы Анны Иоановны.

После этого долгое время на монастырском кладбище никого не хоронили. Вообще, до конца 60-х годов XIX века погребения здесь допускались лишь в исключительных случаях (иноков Спасского монастыря хоронили в основном на кладбище Кизического монастыря),13 но с этого времени стали разрешать погребения и частным лицам.

Отметим, что в феврале 1866 года в церкви свв. Киприана и Иустины был погребен настоятель обители Кирилл (Василий Наумов), епископ Мелитопольский (13 октября 1857). Преосвященный Кирилл родился в Калуге в 1823 году. По окончании курса в Петербургской Духовной академии со степенью магистра в 1847 году, принял монашество и был оставлен при академии бакалавром. В дальнейшем (1855) стал ординарным профессором по кафедре нравственного и пастырского богословия. С 1857 член русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1863-1866 настоятель Спасо-Преображенского монастыря. 14

В сентябре-октябре 1995 г. "пещерка" Спасо-Преображенского монастыря была вскрыта раскопками археологической экспедиции под руководством Алфеевой Ж.Р. и сохранившиеся останки святых были перезахоронены в Петропавловском соборе и Иоанно-Предтеченском мужском монастыре.

В "пещерке" было обнаружено 12 погребений. 15 Все они совершены по христианскому обряду - покоятся на спине, головой на запад, с небольшим отклонением к югу, что связано, по всей вероятности, с неправильной ориентацией самого Спасо-Преображенского храма, алтарь которого ориентирован с некоторым отклонением к северу.

Вещей в погребениях не было, за исключением бронзового креста с распятием, поясной бронзовой пряжки, бронзовой пуговицы.

В заполнении могильных ям были встречены фрагменты керамики, слюда, железные гвозди, кусочки обоженной глины, угольки. Эти находки свидетельствуют, что до появления первых могил на этом месте существовало некое поселение, оставившее после себя небольшой культурный слой. По сохранившимся письменным источникам территория обители в XVI веке была меньше, нежели в более поздние времена. Там, где впоследствии возникнет монастырский некрополь, были расположены небольшие деревянные усадьбы русских служивых людей, поселившихся в Казани после присоединения Среднего Поволжья к России. Здесь также прослеживается небольшой культурного слоя времени Казанского Ханства, о чём свидетельствуют находки краснолощенной керамики, близкой по стилю к булгарской.

"Пещерка" была небольших размеров (25 x 15 четвертей или 5 x 4 метра)16 и поэтому захоронения были вынуждены "тесниться" в отведённом пространстве. Отдельные погребения поэтому были врезаны под цоколь здания. Погребения были в деревянных гробах, следы которых в виде тёмных полос древесного тлена удалось проследить археологам. 17

В нашем исследовании уместно привести трагическую страницу, связанную с закрытием обители и выносом святых мощей с территории кремля.

20 сентября 1918 года, во время совершения литургии одним из последних настоятелей Спасо-Преображенского монастыря архимандритом Иоасафом,18 в алтарь вошел красный командир и объявил, что кремль закрывается для публики, объявляется военным городком, а все гражданские учреждения и частные лица из кремля выселяются.

Закрытие кремлевских храмов последовало 22 сентября. Уступая настоятельным просьбам архимандрита, временно управляющего Казанской епархией, власти разрешили вынос из кремлевских церквей наиболее чтимых святынь. Условием поставили предоставление списка участников числом не более двадцати человек, а прохождение - без пения и колокольного звона. Архимандриту Иоасафу поступали противоречивые указания, определялись различные сроки для перенесения святынь. Наконец, в 9 часов вечера силами монахинь Казанского Богородицкого монастыря, ибо в самом Спасском монастыре, кроме о.Иоасафа, оставались только иеромонах Варсонофий и монах Венедикт, были вынесены: из Кафедрального Благовещенского собора - рака с мощами святителя Гурия Казанского, из Спасского монастыря - рака с мощами святителя Варсонофия, икона св. Варвары с частицей мощей, древние иконы Николы Ратного и Спаса Всемилостивого, древняя запрестольная икона и крест.

Впервые за много веков мощи казанских святителей покидали стены древнего кремля. Ныне этот печальный исход видится нам провозвестником грядущих гонений на Православие, символическим началом теснения христианства из его пределов и в самом Казанском крае. Уже была пролита кровь первых казанских новомучеников, уже начались аресты городского духовенства, и вот дошла очередь и до первосвятителей казанских…

Сохранилось свидетельство очевидца этих событий, имя которого, к сожалению, осталось безызвестным:

"Под покровом темноты, в темную осеннюю ночь печальное шествие двинулось из кремля к Казанскому монастырю. В глубоком молчании, без колокольного звона, без священных песнопений, двигалось шествие по пустынным улицам города: военное положение запрещало жителям выходить на улицы после 7 вечера. Так, не видимые никем, шествовали святители Гурий19 и Варсонофий по улицам своего града, изгнанные из своих обителей, чтобы найти приют под покровом Божией Матери.

Согбенные под тяжестью серебряных гробниц, медленно двигались грустные фигуры, храня безмолвие в сердцах, переживавших момент величайшего потрясения. Скорбь смешивалась с бодрым мужеством и решимостью…В Казанском монастыре духовенство с игуменией ждали приближения шествия в зимнем храме, где в то время совершались ежедневные службы (в тот год, ещё в августе при белых, службы были перенесены из летнего храма в зимний, ввиду опасности, грозившей от бомбардировки. - А.Е.).

Шествие долго не появлялось. Наконец, оно достигло святых ворот монастыря. Ворота тотчас закрылись за шествием, и мощи были внесены в храм и поставлены на приготовленное место - у южной стены. Двери храма были заперты, и началось трогательное ночное служение - молебствие. Мощи святителей были спасены в стенах обители Казанской Божией Матери…" 20

В последние месяцы 1918 года храмы Казани были переполнены молящимися и плачущими. В церкви люди находили успокоение от страхов, бед и сует мирской жизни. Религиозным центром города стал Богородицкий монастырь. Здесь были сосредоточены все главные святыни - икона Казанской Божией Матери и мощи казанских первосвятителей, здесь каждый праздник совершалась архиерейская служба. По средам епископ Анатолий (Грисюк) служил акафист святителю Гурию, по пятницам - св. Варсонофию.21 По свидетельству современника, "в Казанском монастыре…находили забвение от скорбей и от скудной действительности все, обуреваемые земными страданиями".

Зимой 1918/19 гг. по городу ходили разные слухи о закрытом Кремле. Говорили, что будто бы красноармейцы, стоящие в карауле у Кафедрального собора и в Спасском монастыре, видят по ночам в окнах опечатанных храмов зажженные свечи и слышат оттуда церковное пение. А один часовой будто бы видел даже монаха, вышедшего из закрытого храма…

Так странно - в слухах и страхах - закончился для Казанской епархии 1918 год. Год, исполненный страданий и крови, заставивший впервые за многие века вспомнить о гонениях на христиан, и, вместе с тем, давший имена новых исповедников, мучеников и подвижников благочестия… Тяжкий крест испытаний был уже взвален на плечи Русской Православной Церкви, но ей ещё предстояло пройти долгим крестным путём до своей Голгофы, чтобы через позор и боль распятия обрести благодать чудесного Воскресения. Казанская Церковь шла этой же крестною стезей. И год 18-й стал только началом - страшным, безумным, диким, но всё же только началом грядущих испытаний…

Археологические раскопки осени 1995 г. "пещерки" Спасо-Преображенского монастыря позволили перенести остатки святых мощей. Ныне в Петропавловском соборе почивают мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских чудотворцев, сподвижников свт. Гурия, которые находятся в верхнем храме (на солее с северной стороны). В нижнем храме на левом клиросе почивают мощи свт. Ефрема - митрополита Казанского, помазавшего на царство Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, а в алтаре - свт. Епифания, архиепископа Иерусалимского.

Частицы мощей подвижника веры св. Германа покоятся в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре и Свияжском Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре.

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь всегда был сравнительно невелик и не привлекал большого числа паломников. Его главной святыней была икона Святого Германа с частицей его мощей.22 Герман, будучи настоятелем Свияжского монастыря, основал его подворье в Казани, из которого и вырос монастырь Иоанно-Предтеченский.

Главной святыней Успенского собора Свияжской обители до революции 1917 года были мощи Святителя Германа, принесённые сюда ещё в 1595 г. В июне 1923 г. рака с мощами Германа была вскрыта (так же, как мощи почти всех российских святых в ту пору). По рассказам местных жителей, сразу после вскрытия начался смерч, заставивший присутствующих разойтись23.

Мощи Святителя Гурия, с начала 30-х годов XX века почивают в кладбищенском храме Ярославских Чудотворцев.

Мощи св. Варсонофия, находящиеся в фондах государственного музея ТАССР, в 70-х годах XX века были утеряны.

Выборка дальнейших захоронений некрополя Спасо-Преображенского монастыря проведена нами по исследованию Николая Яковлевича Агафонова, в его так называемом исследовании "Казанский некрополь", списке казанцев, погребенных на городских кладбищах за 1794-1894 гг., хранящемся ныне в отделе редких книг и рукописей научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. 24

Нами также использованы некрологи, помещенные на страницах казанских газет "Камско-Волжская Речь"25, "Казанский телеграф"26, "Волжский вестник"27, "Казанский биржевой листок"28.

На монастырском некрополе упокоились именитые казанцы: священники и профессора Казанской Духовной академии, купечество и военные, чиновники и деятели народного просвещения.

С 1863 по 1922 гг. нами выявлено 84 захоронения. В разрезе десятилетий они представлены в следующей таблице:

1863 - 1870 4
1871 - 1880 5
1881 - 1890 23
1891 - 1900 18
1901 - 1910 16
1911 - 1922 18

После превращения кремля новыми властями в военный городок погребения на погосте были практически прекращены. Нами выявлены пока самые поздние захоронения монастырского некрополя - профессоров Казанской Духовной академии П.В. Знаменского (дата смерти - 2 мая 1917) и Н.Ф. Катанова (дата смерти - 9 марта 1922). Кстати, монастырь функционировал до конца 20-х годов XX века, так что, думается, есть возможность найти документальные подтверждения захоронений в эти годы.

  Ф.И.О.
Дата кончины
Возраст
1 Алексеев Николай Александрович, предприниматель 29 1 сентября 1916  
2 Беляев Константин Федорович, надворный советник 30 19 марта 1873 56
3 Беляев Николай Яковлевич, инспектор КазДА, действительный статский советник 31 22 сентября 1894  
4 Близновская Мария Павловна, вдова протоиерея 32 9 марта 1912  
5 Близновский Николай Евграфович, протоиерей 7 декабря 1887 64
6 Богословский Иван Дмитриевич, нотариус 9 января 1887  
7 Болдырев Борис Матвеевич, управляющий Казанским Удельным имением 33 15 марта 1917  
8 Болдырев Матвей Фролович, заслуженный ординарный профессор Императорского Казанского университета 34 27 декабря 1903 64
9 Васильева Любовь Васильевна 35 9 февраля 1893  
10 о. Варсонофий, архимандрит, настоятель Спасского монастыря 36 20 мая 1912 40
11 Вечеслав Георгий Михайлович, полковник в отставке 37 19 июня 1898  
12 Вечеслова Евдокия Ивановна, вдова полковника 38 16 апреля 1916  
13 Волкова Анна Григорьевна, начальница Казанской Мариинской гимназии 3 марта 1875 46
14 Ворошилов Константин Васильевич, экстраординарный профессор Казанского университета 39 3 декабря 1899 57
15 Гермоген, иеромонах, казначей Спасского монастыря 40 19 августа 1896  
16 Горбунов Петр Филиппович 41 26 апреля 1903  
17 Городиска Мария Семеновна 31 мая 1886  
18 Гусев Астерий Александрович, действительный статский советник 42 28 ноября 1916  
19 Данилова Валентина Густавовна 43 8 октября 1916  
20 Жадин Федор Федорович, предприниматель 44 30 октября 1916  
21 Жадина Елизавета Васильевна 45 10 марта 1916  
22 Зайков Михаил Егорович, протоиерей Владимирского Собора 1 февраля 1881 63
23 Землянова (Яркина) Анна Кассиановна, почетный член общества Русских женщин 46 16 февраля 1917  
24 Знаменская Антонина Михайловна, жена Знаменского П.В. 47 14 февраля 1906  
25 Знаменский Петр Васильевич, профессор КазДА 48 2 мая 1917 81
26 Катанов Николай Федорович 49 9 марта 1922 50 59
27 Климент (Можаров), архимандрит, настоятель Спасского монастыря 51 20 сентября 1863 62
28 Когурова Ольга Захаровна 52 5 декабря 1903  
29 Кошкин Василий Михайлович, офицер 15 октября 1881 25
30 Кошкин Михаил Васильевич 53 9 декабря 1892  
31 Ложкин Василий Андреевич, протоиерей Петропавловского собора 54 1 января 1870 37
32 Ложкина Екатерина Васильевна, учительница Мало-Дербышкинской школы 55 11 октября 1901  
33 Марк Николай Федорович, начальник казанского губернского жандармского управления, полковник 56 январь 1899  
34 Масленников Порфирий Николаевич, тайный советник, попечитель Казанского учебного округа 57 3 мая 1890  
35 Матвеевская Екатерина Ивановна 58 5 февраля 1904  
36 Матвеевский Константин Лаврентьевич 59 8 ноября 1896  
37 Местергази Евгений Федорович, присяжный поверенный 60 15 мая 1893  
38 Михайлов Николай Васильевич 61 15 сентября 1907  
39 Михайлова Мария Николаевна 62 20 июня 1899  
40 Михайлова Юлия Ильинична 63 22 сентября 1903  
41 Молоков Арсений Арсеньевич 64 12 марта 1917  
42 Молоствов Владимир Модестович 65 19 ноября 1890  
43 Молоствов Порфирий Модестович, генерал-лейтенант 66 27 октября 1890  
44 Набокова Надежда Прокопьевна 67 24 сентября 1915  
45 Окулов Григорий Егорович 28 октября 1881 52
46 Пальчиков Владислав Евграфович 68 5 ноября 1905  
47 Пашковский Христиан Григорьевич, преподаватель Казанского 1-ого реального училища 69 4 марта 1911  
48 Пенинская Анна Павловна (Палицина) 70 25 мая 1907  
49 Пермяков Ефрем Андреевич, купец 21 февраля 1882 63
50 Пермякова Александра Николаевна 71 7 ноября 1902  
51 Петропольская Мария Федоровна 26 апреля 1887  
52 Подуруева Мария Ивановна 72 25 июля 1916  
53 Пономарев Николай Иванович 73 27 июля 1881 75
55 Потапов Николай Гаврилович, попечитель Казанского учебного округа 75 13 ноября 1894 56
56 Пупышев Константин Васильевич, почетный гражданин 20 ноября 1882 31
57 Радзишевский Павел Иванович, генерал-майор 76 3 марта 1894  
58 Рустицкая Александра Ефимовна 77 12 января 1903  
59 Рустицкий Александр Васильевич, статский советник 78 10 октября 1890 68
60 Садовень Глафира Ивановна 79 11 февраля 1917  
61 Семякин Константин Константинович, полковник 80 2 июня 1888 51
62 Семякин Константин Романович, командующий войсками Казанского военного округа, генерал от инфантерии 81 4 февраля 1867 64
63 Семякина Елена Константиновна (Катакази), жена Семякина К.Р. 82 5 февраля 1867 53
64 Семякина Наталья Александровна, жена Семякина Константина Константиновича 83 2 декабря 1892  
65 Силантьев Афанасий Силантьевич, купец 22 сентября 1877 57
66 Силантьева Анна Яковлевна, купеческая жена 12 апреля 1887 67
67 Соколов Андрей Михайлович 25 января 1877 28
68 Соколова Александра Федотьевна 14 октября 1878 68
69 Стратонович Григорий Григорьевич, начальник инженерного управления 8 марта 1888 58
70 Сунгуров Сергий Феодорович, протоиерей 84 18 марта 1900  
71 Угрюмов Филипп Васильевич, студент Казанского университета 4 сентября 1883 27
72 Ушакова Мария Федоровна, вдова статского советника 85 25 апреля 1902  
73 Ушков Николай Капитонович, купец 86 7 ноября 1882 38
74 Ушков Яков Капитонович, потомственный почетный гражданин 87 5 июля 1902  
75 Флоринский Василий Маркович, известный русский ученый, организатор науки второй половины XIX века 88 январь 1899  
76 Хитрово Константин Никанорович, и.д. начальника губернии, Казанский вице-губернатор, действительный статский советник 89 17 марта 1890  
77 Частухина Елена Степановна 90 21 мая 1903  
78 Черных Анна Степановна 91 27 ноября 1900  
79 Черных Иван Васильевич, член-соревнователь казанского вспомогательного общества приказчиков 92 14 января 1902  
80 Чукашев Никита Егорович 93 6 декабря 1899 60
81 Чукашева (Подуруева) Елизавета Арсеньевна 94 6 февраля 1900  
82 Шатилов Павел Николаевич (1822-1887), генерал от инфантерии

 

/дополнение редакции/
Кавалер Ордена Святого Георгия 3 класса
генерал-лейтенант, начальник 40-й пехотной дивизии

Награжден за:
"При взятии штурмом крепости Карса в ночь с 5 на 6 ноября 1877 года энергическими и настойчивыми действиями вверенных войск отвлек внимание неприятеля от главных пунктов атаки и облегчил достижение полного успеха, а затем лично руководил атакою на укрепление Араб".
20.VI.1887 (генерал-от-инфантерии, командир 15-го армейского корпуса)
20 июня 1887  
83 Шестаков Петр Дмитриевич, попечитель Казанского учебного округа 95 24 ноября 1889 62
84 Шилов Иван Яковлевич, подполковник 7 июня 1884 55

Источники и литература

1. НА РТ, ф. 977, оп. Совет, д. 7298, л. 4-17.

2. НА РТ, ф. 977, оп. Совет, д. 8081, л. 1, 1 об.

3. НА РТ, ф. 977, оп. Совет, д. 9807, л. 1, 1 об.

4. НА РТ, ф. 977, оп. Совет, д. 10025, л. 1-45.

5. НА РТ, ф. 977, оп. Совет, д. 10166, л. 1-14 об.

6. НА РТ, ф. 977, оп. Совет, д. 10220, л. 144-159.

7. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль". Отчёт об археологических работах на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря 1995 г. Раскоп 8. Оп.1, д. 508/21, л. 16, приложение I.

8. ОРРК НБЛ КГУ, ед.хр. 218, л. 6-258. Агафонов Н.Я. Кладбище Казанского Кизического Введенского монастыря. Рукопись.

9. Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Кн. I. К., 1906, с. 58-113.

10. Волжский вестник. 1896 год - 23 мая, четверг, № 117, 9 ноября, суббота, № 248, 10 ноября, воскресенье, № 249, 12 ноября, вторник, № 251. 1903 год - 30 декабря, вторник, № 281. Некрологи.

11. Воскресенский П.А. Пещерка Спасо-Преображенского миссионерского монастыря и исторические сведения о погребенных в ней. Казань. 1899. С. 18.

12. Городские головы Казани. 1767-1917 гг. Сборник документов и материалов. К., 2002, с. 232.

13. Девятых Л.И. Люди и судьбы. Кн.I. К., 2003, с. 12-14.

14. Еникеева Г. Символы родства // Казань. № 5-6. 2003, с. 219-220.

15. Журавский А.В. Казанская Духовная академия на переломе эпох (1884-1921). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1999, с. 44, 222.

16. Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1804-1904). В двух частях. Ч.II. К., 1904, с. 295-296, 405.

17. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. В двух томах. К., 2001. Т. I, с. 22-23. Т. II, с. 192-194, 210-211.

18. Казанский телеграф. 1894 год - 4 марта, пятница, № 303, 5 марта, суббота, № 304, 14 мая, суббота, № 366, 24 сентября, суббота, № 486, 25 сентября, воскресенье, № 487, 14 ноября, понедельник, № 532. 1896 год - 10 ноября, воскресенье, № 1146. 1900 год - 1 января, суббота, № 2156, 12 января, среда, № 2165, 14 января, пятница, № 2167, 8 февраля, вторник, № 2189, 25 апреля, вторник, № 2249, 2 июня, пятница, № 2277, 18 июня, воскресенье, № 2291, 20 июня, вторник, № 2292, 28 ноября, вторник, № 2415, 29 ноября, среда, № 2416. 1901 год - 12 октября, пятница, № 2663, 13 октября, суббота, № 2664. 1903 год - 14 января, вторник, № 3012, 29 апреля, вторник, № 3095, 22 мая, четверг, № 3111, 24 сентября, среда, № 3210, 30 сентября, вторник, № 3214, 6 декабря, суббота, № 3267, 9 декабря, вторник, № 3268, 30 декабря, вторник, № 3283. 1902 год - 15 января, вторник, № 2735, 16 января, среда, № 2736, 27 апреля, суббота, № 2815, 6 июля, суббота, № 2867, 10 октября, четверг, № 2940, 8 ноября, пятница, № 2964, 9 ноября, суббота, № 2965, 10 ноября, воскресенье, № 2966. 1917 год - 14 февраля, вторник, № 7081, 15 февраля, среда, № 7082, 17 февраля, пятница, № 7084, 18 февраля, суббота, № 7085, 19 февраля, воскресенье, № 7086. Некрологи.

19. Казанский университет в биографиях ректоров// Эхо веков. № 1/2, 2003 (30/31), с. 125.

20. Казанское дворянство. 1785-1917. Генеалогический словарь. Сост. Двоеносова Г.А. К., 2001, с. 91, 612.

21. Камско-Волжская Речь. 1915 год - 29 сентября, № 215. 1916 год - 12 марта, № 57, 20 апреля, № 86, 29 июля, № 164, 4 сентября, № 196, 24 сентября № 211, 9 октября, № 223, 1 ноября № 241, 29 ноября № 264. 1917 год - 15 февраля № 35, 17 февраля № 37, 14 марта № 58, 18 марта № 61, 18 апреля № 83. 3 мая 1917, № 95; 4 мая 1917, № 96. Некрологи.

22. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IX. М., 1829, с. 293.

23. Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани. Историческое описание. К., 1895, с. 77, 78, 130, 146, 149-153.

24. Никанор (Каменский Н.Т.). Кладбище Кизического монастыря. Его история и описание. К., 1892, с. 16.

25. Покровский И.М. Памяти профессора Н.Ф. Катанова. К., 1922, с. 13.

26. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб. 1910, с. 233.

27. Республика Татарстан: памятники истории и культуры. К., 1993, с. 122.

28. Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков). К., 1998, с. 41, 55, 63, 64.

29. Рождествин А.С. Петр Дмитриевич Шестаков. Очерк жизни и педагогической деятельности. К., 1907.

30. Справочный листок г.Казани. № 18, 20 за 1867 г.

31. Татарская энциклопедия. Т. I. К., 2002, с. 429.

32. Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 119, 209, 243, 248, 261, 269.

33. Тронина И. Генеалогическое древо купцов Ушковых. Итоги и перспективы исследования. Менделеевский музейный вестник. Выпуск 2, 2003, с. 10-14.

34. Фирсов Н. Памяти П.Д.Шестакова. Мысли его об общественном воспитании в России. К., 1891.


1 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IX. М., 1829, с. 293.

2 Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани. Историческое описание. К., 1895, с. 77.

3 Лебедев Е.М. Там же., с. 78.

4 Воскресенский П.А. Пещерка Спасо-Преображенского миссионерского монастыря и исторические сведения о погребенных в ней. К., 1899, с. 18.

5 Как отмечает Вокресенский место на камне с датой упокоения архиепископа Епифания отбито, но он считает, что погребение произошло не позднее 1606 г. Воскресенский П.А. Указ. соч., с. 8.

6 Имеется ввиду титул Свияжского, полученный Ефремом, вследствии открытия самостоятельной астраханской епархии, входившей до того в состав Казанской, поэтому архипастыри, предшествовавшие Ефрему носили титул Казанских и Астраханских.

7 Воскресенский П.А. Указ. соч., с. 8.

8 Лебедев Е.М. Указ. соч., с. 129-130.

9 Воскресенский П.А. Указ. соч., с. 18.

10 Воскресенский П.А. Там же, с. 11.

11 Лебедев Е.М. Указ. соч., с. 79.

12 Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль". Отчёт об археологических работах на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря 1995 г. Раскоп 8. Оп.1, д. 508/21, приложение I.

13 Никанор (Каменский Н.Т.). Кладбище Кизического монастыря. Его история и описание. К., 1892, с. 16.

14 Лебедев Е.М. Указ. соч., с. 149-153.

15 Особо отметим, что как Е.М.Лебедев, так и П.А.Воскресенский упоминают о семи захоронениях в "пещерке". Поэтому остаётся открытым вопрос об остальных пяти погребениях.

16 Воскресенский П.А. Указ. соч., с. 18.

17 Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль". Отчёт об археологических работах на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря 1995 г. Раскоп 8. Оп.1, д. 508/21, л. 16.

18 Старшим по чину среди казанского духовенства в это время оказался 32-летний настоятель Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Иоасаф (в миру Иван Иванович Удалов). Несмотря на свои молодые лета, это был замечательный администратор, умный, спокойный, уравновешенный человек, не терявший хладнокровия и в самых затруднительных ситуациях, умевший любой напряженный разговор перевести в спокойное русло. В сане епископа Иоасаф был расстрелян в Казанской внутренней тюрьме НКВД 2 декабря 1937 года, когда Православная Церковь чтила память св. Иоасафа, царевича Индийского. См.: Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников казанских. Год 1918. М., 1996, с. 44.

19 Мощи св. Гурия покоились в Преображенском соборе Спасо-Преображенского монастыря с 1596 по 1630 год, а затем были перенесены в Благовещенский кафедральный собор. См.: Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб. 1910, с. 233.

20 Журавский А.В. Ук.соч., с. 46.

21 Журавский А.В. Ук. соч., с. 55.

22 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков). К., 1998, с. 22.

23 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков). К., 1998, с. 123.

24 Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Кн. I. К., 1906, с. 58-113. ОРРК НБЛ КГУ, ед.хр. № 218, л. 6-258. Исследователь отметил 30 захоронений. Они выделены в нашем списке.

25 "Камско-Волжская Речь", общественно-политическая и литературная ежедневная газета. Издавалась с 1 октября 1908 по 14 декабря 1917 в Казани. Первый издатель и редактор А.Ф. Музовский, затем в разные годы Н.П. Гусев, К.Н. Тимофеев. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с.261.

26 "Казанский телеграф", общественно-политическая, литературная и коммерческая ежедневная газета. Издавалась с 11 апреля 1893 по март 1917. Издатели и редактора А.Г Ильяшенко, Н.А. Ильяшенко. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 248.

27 "Волжский вестник", общественно-политическая и литературная газета. Издавалась с 1884 по 3 июня 1904 и с 5 апреля 1905 по 26 октября 1906. Издатели и редактора в разные годы: Н.П.Загоскин, Н.В. и Л.П. Рейнгардты, В.М. Ключников. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 119.

28 "Казанский биржевой листок", общественно-политическая, литературная и коммерческая газета. Орган Казанской купеческой торговой биржи. Издавалась с 1869 по 1892. Редакторы в разные годы: А.И. Миропольский, Н.Я. Агафонов, Д.А. Соколовский, Н.А. Ильяшенко, С.А. Гисси. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 243.

29 Алексеев Н.А., председатель-учредитель Сберегательно- Воспомогательной Кассы служащих Торгового Дома П.В. Щетинкина в Казани, товарищ Попечителя Казанского училища слепых, член комитета госпиталей купеческого и биржевого общества. Камско-Волжская Речь. 4 сентября 1916, вторник, № 196. Некролог.

30 Род Беляевых внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского депутатского собрания от 08.03.1857, утвержден указом Герольдии от 04.07.1858. Беляев Константин Федорович родился 16.05.1815, в 1848 - титулярный советник, помощник царевококшайского окружного начальника. См.: Казанское дворянство. 1785-1917. Генеалогический словарь. Сост. Двоеносова Г.А. К., 2001, с. 91.

31 Казанский телеграф. 24 сентября 1894, суббота, № 484. 25 сентября 1894, воскресенье, № 485. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в церкви Казанской Духовной академии.

32 Камско-Волжская Речь. 10 марта 1912, суббота, № 56, 11 марта 1912, воскресенье, № 57. Некрологи.

33 Камско-Волжская Речь. 18 марта 1917, суббота, № 61. Некролог.

34 Болдырев Матвей Фролович (1839-1903), терапевт, доктор медицины (1871). В 1972-98 работал в Казанском университете, с 1887 профессор и заведующий кафедрой частной терапии. Участвовал в Русско-турецкой войне (1878). Имел труды по вопросам ларингологии. См.: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (1804-1904). К., 1904. Ч.2. Татарская энциклопедия. Т. I. К., 2002, с. 429. Волжский вестник. 30 декабря 1903, вторник, № 281. Казанский телеграф. 30 декабря 1903, вторник, № 3283; 3 января 1904, суббота, № 3286. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в университетской церкви.

35 Волжский вестник. 12 февраля 1893, пятница, № 38. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Киприановской церкви.

36 Камско-Волжская Речь. 22 мая 1912, вторник, № 112. Перед смертью О. Варсонофий принял схиму под именем Алексея.

37 Казанский телеграф. 21 июня 1898, воскресенье, № 1664. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Грузинской церкви.

38 Камско-Волжская Речь. 20 апреля 1916, среда, № 86. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Грузинской церкви.

39 Ворошилов К.В. родился в 1842 г. в семье священника. В 1868 г. окончил с золотой медалью Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию со званием лекаря. Оставлен при академии младшим ординатором клинического госпиталя. В 1871 г. утвержден в степени доктора медицины. В 1875 г. получил звание приват-доцента, читал в академии физиологию. В 1876 г. избран в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре физиологии на естественном разряде физико-математического факультета. В 1885 г. утвержден ординарным профессором. С 1886 г. - декан физико-математического факультета. 16 декабря 1889 г. назначен ректором университета. В должности пробыл до 21 июля 1899 г. С 1891 г. состоял председателем строительной комиссии. При его участии возводились здания библиотеки, новых клиник и бактериологического института при Казанском университете. С 1892 г. состоял членом-учредителем Общества невропатологов и психиатров. В 1899 г. избран почетным членом этого общества и почетным членом общества врачей г. Казани. См.: НА РТ, ф. 977, оп. Совет, д. 7298, л. 4-17; д. 8081, л. 1, 1 об; д. 9807, л. 1, 1 об; д.10025, л. 1-45; д. 10166, л. 1-14 об.; д. 10220, л. 144-159; За сто лет. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Казанского университета (1804-1904). Под редакцией заслуженного ординарного профессора Н.П. Загоскина. К., 1904, с. 295-296. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Казанском Спасском монастыре. Казанский телеграф. 10 декабря 1899, пятница, № 2137, 2 июня 1900, пятница, № 2277. Волжский вестник. 10 января 1900, понедельник, № 8, 5 июня, пятница, № 122. Некрологи. Казанский университет в биографиях ректоров//Эхо веков. № 1/2. 2003 (30/31), с. 125.

40 Казанский телеграф. 21 августа 1896, среда, № 1083. Некролог.

41 Казанский телеграф. 29 апреля 1903, вторник, № 3095; 28 апреля 1904, среда, № 3394. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в церкви Духовной семинарии. Имел собственный дом на Успенской улице (ныне - улица Кирова).

42 Камско-Волжская Речь. 29 ноября 1916, вторник, № 264. Некролог.

43 Камско-Волжская Речь. 9 октября 1916, воскресенье, № 223. Некролог.

44 Камско-Волжская Речь. 1 ноября 1916, вторник, № 241. Некролог.

45 Камско-Волжская Речь. 12 марта 1916, суббота, № 57. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Богоявленской церкви.

46 Камско-Волжская Речь. 17 февраля 1917, пятница, № 37. Некролог. Казанский телеграф. 17 февраля, пятница, № 7084; 18 февраля, суббота, № 7085; 19 февраля, воскресенье, № 7086. Некрологи. Землянова А.К. была женой крупного пароходчика, первой гильдии казанского купца Землянова Сергея Андреевича (1851-?). Сохранился дом Земляновых, в котором ныне находится малая академия художеств (Кирова, 37). См.: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник. К., 1993, с. 95-96. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Т.I, К., 2001, с. 22-23.

47 Казанский телеграф. 15 февраля 1906, среда, № 3912. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Варваринской церкви.

48 Знаменский Петр Васильевич (27.03.1836-2.05.1917), историк, доктор богословия (1873). В 1862-97 в Казанской Духовной академии, профессор (1868).Труды по истории русской церкви, духовного образования. Автор учебных пособий по русской церковной истории. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 209. Знаменский П.В. выдающийся представитель российской церковно-исторической науки II-ой половины XIX - начала XX в. Родился в Нижнем Новгороде, в семье диакона. По окончании обучения в Новгородском Духовном училище (1846-1850) и семинарии (1850-1856) поступил в КазДА, которую с успехом окончил и в сентябре 1860 г. был направлен преподавателем философии и логики в Самарскую Духовную семинарию. С 1861 г. Знаменский преподает в КазДА, а с 1865 - и на историко-филологическом факультете Казанского университета историю Русской Церкви. Главный труд Знаменского, принесший ему широкую известность, учебное руководство по истории Русской Церкви выдержало несколько изданий (первое - в Казани, 1870 г.) и было удостоено премии имени митрополита Макария. Без малого 40 лет жизни отдал Знаменский КазДА. Он заведовал богатейшей библиотекой Соловецкого монастыря, 1593 манускрипта которой были переведены в КазДА в 1855 г. С 1875 г. он возглавлял научную комиссию для описания рукописей Соловецкого монастыря. Знаменский П.В. был почётным членом Казанского университета, доктором русской истории Московского университета, членом-корреспондентом Академии наук. Свой дом на Поперечно-Горшечной улице (ныне - улица Маяковского) он завещал на просветительные и благотворительные нужды академии; разрушен летом 2002 года. См.: Камско-Волжская Речь. 3 мая 1917, № 95. Некролог на смерть проф. Знаменского написал профессор КазДА проф. К.Харлампович. См.: Камско-Волжская Речь. 4 мая 1917, № 96. Судя по имеющейся фотографии в архиве внучки И.М. Покровского О.В. Троепольской, могилы П.В. и А.М. Знаменских находилась в нескольких метрах к северо-западу от Спасской башни кремля. Памятник Павлу Васильевичу поставил летом 1918 его ученик И.М. Покровский.

49 Катанов Николай Федорович (6 мая 1862 - 9 марта 1922), тюрколог, этнограф. Доктор сравнительного языкознания (1907). С 1893 г. в Казанском императорском университете, профессор (1894); в 1911-1917 гг. в Казанской Духовной академии. Действительный член Русского географического общества (1894), член Русского археологического общества (1894). Труды по тюркскому языкознанию и этнографии. Основное сочинение "Опыт исследования урянхайского языка" (т.1-2, 1903). См. Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 269. Профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский, близкий друг Н.Ф.Катанова в некрологе писал: "Можно смело сказать, что потеря его ничем не вознаградится. Люди, подобные Николаю Федоровичу, родятся веками… это был исключительный самородок". См.: Покровский И.М. Памяти профессора Н.Ф. Катанова. К., 1922, с. 10. Катанов владел почти всеми европейскими языками, многими восточными, знал древние и мертвые классические языки, свободно читал тюркские руны, шумерскую клинопись, египетские и китайские иероглифы, санскритское письмо, арабскую вязь, древне-уйгурскую и арамейскую графику. В своих трудах он использовал 114 языков народов мира. См.: Кокова И.Ф. Катанов: Документально-публицистическое эссе. Абакан. 1993, с. 102-103. Катанов переписывался с учеными Англии, Бельгии, Венгрии, Германии, Финляндии, причем с каждым - на его родном языке. Катанов был погребен на кладбище Спасо-Преображенского монастыря. См.: Покровский И.М. Памяти профессора Н.Ф. Катанова. К., 1922, с. 13. Как отмечает Б.В.Миллер, близко знавший Катанова в последние годы его жизни, похороны происходили очень торжественно. См.: Катановские чтения. К., 1998, с. 176. По утвердившейся версии в начале 1970-х годов его прах был перезахоронен на Арском кладбище, на I аллее напротив церкви. На мраморном памятнике, установленном на средства Министерства культуры ТАССР, выбито: "Выдающийся востоковед, тюрколог, профессор Катанов Николай Федорович. 1862-1922". Однако существует и другая точка зрения, которой мы придерживаемся, что его останки потревожены не были, да их в 70-е годы из-за утраты памятника найти уже было невозможно. Так, что на Арском кладбище кенотаф (от греч. kenotaphion, букв. - пустая могила), т.е. могила не содержащая погребения. Кстати подобное осуществили и с Карлом Фуксом, могила которого по прошествии времени также была утеряна. Сохранился дом по бывшему Гимназическому переулку (ныне - Школьный переулок, 13), в котором ученый проживал длительное время. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан № 456 от 29 октября 1991 г. в 1994 году на двухэтажном деревянном доме была установлена мемориальная доска, где на русском и татарском языках начертано: "В этом доме с 1905 по 1922 годы жил выдающийся востоковед, тюрколог, профессор Казанского университета Н.Ф. Катанов".

50 дата упокоения Н.Ф. Катанова определена на основании справки о смерти № 178 от 9 марта 1922 г., выданной отделом ЗАГС администрации Вахитовского района г.Казани РТ (№ 417 от 25 марта 2004 г.).

51 Архимандрит Климент (Можаров), настоятель обители в 1844-1850 г. Воспитывался в Рязанской Духовной семинарии и Петербургской Духовной академии, по окончании которой принял монашество. До 1839 г. состоял профессоров СПбДА; с 1839 г. - ректор Орловской ДС и настоятель Мценского Петропавловского монастыря. В мае 1843 г. переведен ректором в КазДС, где через год назначается и настоятелем Спасского монастыря. С 1856 г. провел на покое в этом монастыре, где писал богословские труды. См.: Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани. Историческое описание. К., 1895, с. 79, 146.

52 Казанский телеграф. 6 декабря 1903, суббота, № 3267. 9 декабря 1903, вторник, № 3268. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Грузинской церкви.

53 Волжский вестник. 11 декабря 1892, пятница, № 315. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Макарьевской церкви.

54 Ложкин Василий Андреевич выпускник Казанской Духовной академии (1854), преподаватель Казанской Духовной семинарии. Был очень почитаем прихожанами как человек бесконечно добрый, раздававший бедным почти все свои доходы. См.: Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков). К., 1998, с. 41, 55. 2 января 1895 г. по случаю 25-летия упокоения протоиерея В.А. Ложкина в Петропавловском соборе была отслужена заупокойная литургия и панихида. См.: Казанский телеграф. 1 января 1895, воскресенье, № 574.

55 Казанский телеграф. 12 октября 1901, пятница, № 2663. 13 октября 1901, суббота, № 2664. Некрологи. "11 октября в годовой день кончины Екатерины Васильевны Ложкиной попечитель А.Д. Чернояров сим извещает, что панихиды по усопшей будут отслужены в Спасском монастыре, в Мало-Дербышкинской школе, с. Савиново". См.: Казанский телеграф. 10 октября 1902, четверг, № 2940.

56 Казанский телеграф. 12 января 1900, среда, № 2165. Некролог.

57 Масленников П.Н. - попечитель Казанского учебного округа с 18 апреля 1883 г. по 3 мая 1890 г. Умер в Астрахани. Жил на Ново-Горшечной, в доме Лауниц. На этом посту он сменил Шестакова П.Д. См.: Казанский биржевой листок. 5 мая 1890, суббота, № 99. Волжский вестник. 5 мая 1890, суббота, № 111. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в университетской церкви. Погребение осуществлено 12 мая, во вторник. Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1804-1904). В двух частях. Ч.II. К., 1904, с. 405.

58 Казанский телеграф. 6 февраля 1904, пятница, № 3315, 7 февраля 1904, суббота, № 3316, 5 февраля 1905, суббота, № 3635. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены во Владимирском соборе.

59 Волжский вестник. 9 ноября 1896, суббота, № 248, 10 ноября 1896, воскресенье, № 249. Казанский телеграф. 10 ноября 1896, воскресенье, № 1146. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание отслужены во Владимирском соборе. Некролог подписали родители - Лаврентий Арефьевич и Екатерина Ивановна Матвеевские. Потомственный почетный гражданин Матвеевский был старостой Владимирского собора (основан в XVII веке). На свои средства он построил часовню, ограду и обновил храм. См. Святыни Казани. К., 1890, с. 5.

60 Волжский вестник. 1893 год - 20 мая, четверг, № 125, 21 мая, пятница, № 126, 22 мая, суббота, № 127, 23 мая, воскресенье, № 128, 24 мая, понедельник, № 129, 14 ноября, воскресенье, № 293; 14 мая 1895, воскресенье, № 689, 23 мая 1896, четверг, № 117. Казанский телеграф. 14 мая 1894, суббота, № 366. Некрологи. Казначей Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Гермоген извещал, что панихиды по усопшему будут совершаться в Спасском монастыре в церкви Иустина и Киприана ежедневно, до погребения.

61 Казанский телеграф. 16 сентября 1907, воскресенье, № 4368, 18 сентября, вторник, № 4369, 24 октября, среда, № 4398. Некрологи.

62 Казанский телеграф. 23 июня 1899, среда, № 1986. 18 июня 1900, воскресенье, № 2291, 20 июня 1900, вторник, № 2292. Некрологи.

63 Казанский телеграф. 24 сентября 1903, среда, № 3210. 30 сентября 1903, вторник, № 3214, 21 сентября 1904, вторник, № 3517. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Воскресенской церкви.

64 Камско-Волжская Речь. 14 марта 1917, вторник, № 58. Некролог.

65 Волжский вестник. 28 октября 1890, воскресенье, № 264. Некролог.

66 Волжский вестник. 20 ноября 1890, вторник, № 286. Некролог.

67 Набокова Н.П. была членом дамского комитета помощи раненым воинам имени Казанского купеческого и биржевого обществ. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Успенском соборе. Камско-Волжская Речь. 29 сентября 1915, вторник, № 215. Некролог.

68 Казанский телеграф. 13 ноября 1905, воскресенье, № 3840. Некролог.

69 Камско-Волжская Речь. 3 марта 1912, суббота, № 50. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в церкви Богоявления.

70 Казанский телеграф. 27 мая 1907, воскресенье, № 4281, 24 ноября, суббота, № 4424. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Варваринской церкви.

71 Казанский телеграф. 8 ноября 1902, пятница, № 2964. 9 ноября 1902, суббота, № 2965, 10 ноября 1902, воскресенье, № 29668 ноября 1902, пятница, № 2964. Волжский вестник. 5 ноября 1903, среда, № 240. Некрологи.

72 Камско-Волжская Речь. 26 июля 1916, вторник, № 164. Некролог. В Казани сохранился её дом - трёхэтажный особняк по ул. Лобачевского, 10. Архит. Ф.Р. Амлонг, 1906 г. постройки. См.: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. К., 1993, с. 133.

73 Камско-Волжская Речь. 18 апреля 1917, вторник, № 83. Некролог.

Постников Федор Егорович - известный Казанский благодетель. На средства Ф.Е. Постникова и Евдокима Савватеевича Савватеева (ум.1886) в 1864-1870 была перестроена Гостинодворская церковь. Они же приобрели иконы и утварь, ибо все имущество старой церкви погибло в пожарах. Постников был награжден орденом Св.Анны 3 ст. Его отпевал в Гостинодворской церкви сам архиепископ Палладий (Раев). См.: Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков). К., 1998, с. 63-64.

75 Потапов Н.Г. служил попечителем Казанского учебного округа с 10 мая 1890 г. по 13 ноября 1894 г. На этом посту он сменил Масленникова П.Н. См.: Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1804-1904). В двух частях. Ч.II. К., 1904, с. 405. Казанский телеграф. 14 ноября 1894, понедельник, № 532. 25 ноября 1894, воскресенье, № 487. 13 мая 1895, суббота, № 688. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание в университетской церкви были отслужены Высокопреосвященнейшим Владимиром. Волжский вестник. 12 ноября 1896, вторник, № 251.

76 Казанский телеграф. 4 марта 1894, пятница, № 303, 5 марта 1894, суббота, № 304. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в военно-кремлевской церкви.

77 Казанский телеграф.14 января 1903, вторник, № 3012. Некролог.

78 Волжский вестник. 11 октября 1890, четверг, № 249. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Воскресенской церкви.

79 Камско-Волжская Речь. 15 февраля 1917, среда, № 35. Некролог. Казанский телеграф. 14 февраля 1917, вторник, № 7081; 15 февраля 1917, среда, № 7082. Некрологи.

80 Волжский вестник. 1 июня 1889, четверг, № 131. Некролог.

81 Семякин К.Р. 46 лет жизни отдал служению отчизны. Участник Крымской войны (начальник штаба главнокомандующего военно-сухопутными и морскими силами). Помощник командующего войсками Киевского военного округа (1863). Командующий войсками Казанского ВО (с 24 февраля 1865). Кавалер орденов Белого Орла, Св.Георгия 3-й степени, Св.Анны 1-й степени с мечами, Св.Владимира 2-й степени с мечами, Станислава 1-й степени с мечами, Леопольда 2-й степени и командорского знака. Заупокойную литургию 7 февраля в Благовещенском соборе провел епископ Казанский и Свияжский Антоний, преосвященный Гурий, ректор Казанской Духовной семинарии Варсонофий, священник военной Спасской церкви Платон Заринский. При огромном стечении народа, нескончаемом колокольном звоне и звучании полкового оркестра два гроба мужа и жены Семякиных опустили в одну могилу. См.: Справочный листок г.Казани. № 18, 20 за 1867 год. Девятых Л.И. Люди и судьбы. Кн.I. К., 2003, с. 12-14.

82 Елена Константиновна Семякина (Катакази) происходила из княжеского греческого рода Ипсиланти. Советский энциклопедический словарь. М., 1981, с. 508.

83 Волжский вестник. 10 января 1893, воскресенье, № 8. Некролог.

84 Казанский телеграф. 25 апреля 1900, вторник, № 2249. Некролог.

85 Казанский телеграф. 27 апреля 1902, суббота, № 2815. Некролог.

86 Ушков Николай Капитонович - младший брат Петра Капитоновича (1828-1898), владельца Бондюжского и Кокшанского химических заводов, учредителя "Товарищества химических заводов П.К.Ушкова". См.: Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Том II. К., 2001, с. 192-194. Петр Капитонович Ушков скончался в Москве 24 января 1898 г. Заупокойная литургия и панихида были отслужены в Казанско-Богородицком женском монастыре 26 января 1898 г. См.: Казанский телеграф. 25 января 1898, воскресенье, № 1535, 26 января 1898, понедельник, № 1536. Тело, скончавшегося в Москве П.К. Ушкова прибыло в Казань по Московско-Казанской железной дороге в четверг, 29 января 1898 г., в 2,5 часа пополудни. См.: Казанский телеграф. 29 января 1898, четверг, № 1539. 3 марта, в 40 день кончины П.К. Ушкова была отслужена панихида в Казанском монастыре. См.: Казанский телеграф. 3 марта 1898, вторник, № 1567. С семьёй Ушковых связан один из архитектурных шедевров города, т.н. дом З.Н.Ушковой (ныне Кремлевская, 33). Племянник П.К.Ушкова Алексей Константинович (1879-?) женится на дочери доктора медицины, хирурга Николая Федоровича Высоцкого (1843-1922), Зинаиде и в качестве свадебного подарка дарит ей дворец, созданный архитектором и художником К.Л. Мюфке (1868-1933).

87 Казанский телеграф. 6 июля 1902, суббота, № 2867. Некролог.

88 Высшее медицинское образование В.М. Флоринский получил в Петербургской медико-хирургической академии по специальности акушера-гинеколога. С 1877 по 1885 год он - профессор Казанского университета. В 1885 году перевёлся в Томск на должность попечителя Западно-Сибирского учебного округа, был одним из основателей Томского университета. Среди коллекций документального фонда Национального музея РТ выделяется его архив, насчитывающий 4550 единиц хранения. См.: Еникеева Г. Символ родства // Казань. № 5-6. 2003, с. 219-220. Казанский телеграф. 1 января 1900, суббота, № 2156. Некролог.

89 Казанский биржевой листок. 18 марта 1890, воскресенье, № 61. 20 марта 1890, вторник, № 62. 21 марта 1890, среда, № 63. Волжский вестник. 19-22, 24 марта, № 69-72, 74. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, панихида - в церкви Киприана и Иустина.

90 Казанский телеграф. 22 мая 1903, четверг, № 3111. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Евдокиинской церкви.

91 Казанский телеграф. 28 ноября 1900, вторник, № 2415, 29 ноября 1900, среда, № 2416. Некрологи.

92 Казанский телеграф. 15 января 1902, вторник, № 2735, 16 января 1902, среда, № 2736. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в церкви Вознесения Господня.

93 Казанский телеграф. 14 января 1900, пятница, № 2167. Волжский вестник. 14 января 1900, пятница, № 12. Некрологи. Чукашевы - одна из старейших купеческих семей. Первым из известных нам представителей этой династии был Иван Михайлович - потомственный почетный гражданин Чистополя, купец 1-й гильдии, занимался хлеботорговлей. Его сын Егор Иванович был владельцем крупного завода и двух ветряных мельниц. Его сыновья - Никита и Гаврила имели крупную хлебную торговлю в Чистополе и Рыбинске, вели оптовую хлебную торговлю в Санкт-Петербурге. Никита Егорович был владельцем барж и буксирного парохода "Георгий Победоносец". Семья Чукашевых отличалась особой благотворительностью в Чистополе. В 1890 на средства старосты Никольского собора Н.Е. Чукашева было выполнено серебряное облачение престола. См.: Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Т. II. К., 2001, с. 210-211.

94 Казанский телеграф. 8 февраля 1900, вторник, № 2189. Волжский вестник. 8 февраля, вторник, № 34, 16 марта 1900, четверг, № 64. Некрологи. Отец Елизаветы Арсеньевны - Подуруев Арсений Кондратьевич вложил средства в строительство Никольской единоверческой церкви (ул. Левобулачная, ныне основной объём храма утрачен). См.: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. К., 1993, с. 122. Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков). К., 1998, с. 66.

95 Род Шестаковых внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского депутатского собрания от 05.03.1873, утвержден указом Герольдии от 26.03.1873. Шестаков Петр Дмитриевич, педагог и писатель. Родился в 1827(?), сын священника, православного вероисповедания, окончил курс на историко-филологическом факультете Московского университета. С 1855 - инспектор, затем директор смоленской гимназии, член-корреспондент Смоленского губернского статистического комитета. С 1860 - инспектор студентов Московского университета, в 1861 - инспектор казенных училищ Московского учебного округа. С 1863 - помощник попечителя Казанского учебного округа, а с 1865 - попечитель Казанского учебного округа, в 1869 - тайный советник, кавалер орденов Св. Станислава 2 и 1 ст., Св. Анны 2 и 1 ст., Св.Владимира 3 ст. См.: Казанское дворянство. 1785-1917. Генеалогический словарь. Сост. Двоеносова Г.А. К., 2001, с. 612. Был гласным Казанской городской думы, баллотировался на должность казанского городского головы в 1888 г. Достойны памяти потомков. См.: Городские головы Казани 1767-1917 гг. Сборник документов и материалов. К., 2002, с. 232. Шестаков служил попечителем Казанского учебного округа с 5 февраля 1865 г. по 18 июня 1883 г. На этом посту он сменил Стендера Филиппа Филипповича. См.: Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1804-1904). В двух частях. Ч.II. К., 1904, с. 405. С 1870-1899 проживал на Грузинской ул. (ныне Маркса, 42). См.: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. К., 1993, 145. За время его попечительства Казанский университет значительно расширил свои учебно-вспомогательные учреждения; в округе увеличилось число гимназий и училищ. Опубликовал большое количество статей и брошюр, среди них "Святой Стефан, просветитель Пермский" ("Известия и Ученые записки Казанского университета". 1868; "Просветители лопарей архимандрит Феодорит и святой Трифон Печенежский" ("Журнал Министерства Народного Просвещения". 1868. Часть 139); "Мысли Николая Михайловича Карамзина о воспитании". Казань. 1866. См.: Фирсов Н. Памяти П.Д.Шестакова. Мысли его об общественном воспитании в России. К., 1891.