Баки Идрисович Урманче - выдающийся деятель татарской культуры, народный художник России и Татарстана, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая. Постоянная направленность творческих поисков Урманче связана с воплощением в искусстве национальной темы. Произведения мастера вошли в сознание татарского народа как неотъемлемая часть его духовного мира. Значение его для изобразительного искусства так же велико, как С.Сайдашева и С.Садыковой - для музыки, Г. Тукая и М. Джалиля - для литературы, Г. Кариева и Г. Камала - для театра.
Широкий диапазон творчества Урманче включает живопись, скульптуру, театрально-декорационное искусство, рисунок, каллиграфию, гравюру и иллюстрацию. В коллекции Национальной художественной галереи отражены практически все виды искусства, в которых работал Урманче. Собрание раскрывает своеобразие его творческого языка, основные направления духовных поисков мастера.
Художник прожил долгую жизнь, но цельность, масштаб и мощь его духа не позволили сломиться перед лишениями и трагическими поворотами судьбы, а напротив, развили эти качества в его искусстве: произведения пронизаны мощью и силой духа их творца.
Жизнь художника - калейдоскоп событий, сюжетов, зигзагов и поворотов. Казань и Донбасс, затем Москва с учебой во ВХУТЕМАСе, преподавание в Казанском художественном училище в самые тяжелые годы его упадка, разрухи, нехватки настоящих преподавательских кадров, первый блестящий расцвет его живописного мастерства.
Работа начального периода творчества Урманче - Женщина у сепаратора (1927 г.) Знание народной жизни, умение пластически передать неповторимое, индивидуальное, отличающее данного человека от других -вот те предпосылки, которые позволили Урманче создать углубленный художественный образ. Изображая с натуры обстановку кухни и женщину, на минуту оторвавшуюся от работы, художник вкладывает в картину гораздо больше, чем видит глаз. Сюда вошли и воспоминания детства художника, и его любовь к ярким цветам национального костюма, красочности народного быта и его большой жизненный опыт. Сила воздействия этого произведения заключается в выявлении типичного через конкретно-жизненное, всеобщего через индивидуальное. В характеристике героини картины нет никакой приблизительности. С первого взгляда мы прочитываем ее «биографию». Перед нами человек сильной и цельной души, живущий трудовой жизнью. Эта женщина легко справляется с любой работой, содержит в порядке дом, спокойно и твердо преодолевает препятствия. Чем больше мы вглядываемся в черты ее не очень красивого лица, тем больше открываем новых неповторимых особенностей характера. Его раскрытию помогает и мастерски написанный интерьер. Это не просто живописный фон, а естественная среда, в которой живет героиня картины. Пестрая занавеска «корама», укрепленная на стене, незамысловатый натюрморт - зеленый лук, черный хлеб, сепаратор, кухонная утварь - все написано плотно, материально, вещно, и эти реалистически данные детали подчеркивают типичность образа женщины. Светлое и оптимистическое восприятие мира сказалось в образно-живописном строе полотна,в его цветовом решении. Все оно построено на сочных аккордах красных, розовых,желтых, зеленых тонов; их повышенная звучность придает картине приподнятый,праздничный настрой. Для Урманче нет скучных неживописных мотивов. Способность найти поэзию в самых будничных сторонах жизни, в рядовых повседневных ее проявлениях говорит не только об остроте глаза живописца, но и о складе его мышления, который можно охарактеризовать как «художественный историзм».
Конец 1920-х гг. в жизни Урманче - это арест, репрессии, Соловки, где художник провел четыре тяжелейших года... После освобождения из лагерей предвоенные годы связали Б. Урманче с Москвой. Здесь он участвовал в оформлении павильонов ВДНХ, где осваивал монументальную роспись, скульптуру, живописные панно. В 1937 году Урманче вступил в Московское отделение Союза художников СССР, регулярно участвуя в выставках московских художников, во всероссийских тематических выставках. Перед самой войной, в апреле 1941 года Урманче пригласили в Алма-Ату для участия в ряде работ по подготовке празднования 100-летия Абая - народного казахского поэта. Война спутала все планы и оставила художника в Средней Азии. Снова его жизнь была связана с Востоком. Этот период стал важнейшим для всего творчества мастера. Здесь он состоялся как портретист,жанрист,пейзажист,великолепный скульптор,создававший свои произведения в мраморе, бронзе.
Картина «Урожай» вобрала в себя не только многолетние наблюдения и впечатления художника от среднеазиатской природы, но и весь богатый опыт живописца и колориста. При внешней простоте сюжета Урманче сумел создать значительное по своему содержанию и живописным качествам полотно.Ощущение мира и покоя, разлитого над виноградниками, явилось для художника тем исходным моментом,который определил замысел картины.Сильное освещение, идущее из глубины картины, дало возможность написать предметы против света. Фигуры людей, виноградники, повозка, груженная корзинами, - все это насквозь пронизано солнцем. На первом плане художник пишет наполненные виноградом корзины. Янтарные, изумрудные, черные кисти ягод, разнообразные оттенки зелени виноградных лоз и тутовых деревьев, горячие краски земли в сочетании с яркими одеждами девушек оздают красочную симфонию, очаровывающую своим праздничным звуча незадолго до расставания с прекрасной среднеазиатской землей,выразила восхищение художника этим щедрым и изобильным краем; в ней согромной любовью и эмоциональной силой переданы чувства Урманче к узбекскому народу, вдохновенно воспеты свет, солнце, радость бытия.
Переломным в судьбе художника стал 1958 год, когда он по приглашению правительства Татарской АССР возвратился в Казань. Возвращение на родину стало для него могучим импульсом творческого вдохновения, катализатором новых, непревзойденных граней в его искусстве. Казанский период творчества мастера ознаменован обращением к национальным истокам, воплощением национальной исторической темы, осознанием места его родины и значения ее для истории, обращением к образам больших творческих личностей. Тема Тукая становится основной, сквозной для всего творчества мастера. Портрет Габдуллы Тукая в мраморе является лучшим воссозданием в искусстве образа и характера поэта; самые виртуозные серии иллюстраций художника связаны с произведениями Тукая (серии «Шурале», «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»). В 1976 году он создал в родных местах поэта, селе Кырлай, уникальный музейный Тукаевский комплекс, в котором все - от архитектуры, экстерьера, интерьера, памятника, скульптурных композиций под открытым небом до самих станковых работ, оформления и резьбы ваз и элементов интерьера, — пронизаны единым творческим порывом мастера.
Скульптурные работы «Сагыш» и «Язгы моннар» («Весенние мелодии»). По своему образному строю они контрастируют друг с другом, но между ними есть глубочайшая внутренняя связь. Они и задуманы были одновременно, как органическое целое, выражающее диалектику человеческой жизни. «Весенние мелодии» олицетворяют начало жизненного пути, «Сагыш» символизирует его итог, ту неизбежную черту, к которой приближается каждый человек на склоне лет. В образе юной красавицы («Весенние мелодии») счастливо слилось представление скульптора об идеальной женской красоте с обликом девушки, встреченной в действительности. Сколько живой непосредственной прелести в этой молодой прекрасной фигуре! Как легко и непринужденно сидит она на лугу, как бы отдаваясь бесконечному счастью дышать, существовать, жить! И надежда, и предчувствие, и радость - все это сплавлено в единое целое, создающее образ юности, трепетной, ожидающей, светлой. Эта работа - радостный гимн художника человеческому совершенству и красоте, восторг перед чистотой и целомудрием юности, благодарственная хвала жизни. Резким контрастом «Весенним мелодиям» воспринимается образное начало скульптуры «Сагыш». Ее название нельзя дословно перевести на русский язык. Слово «Сагыш» одновременно включает в себя такие понятия, как раздумье, тоска, скорбь, грусть, забота и даже философия. Пожалуй, самое близкое все-таки -раздумье. Раздумье человека о самых коренных-вопросах бытия. Из мощного с жесткими наплывами корня грушевого дерева высекает художник лицо мудрого старца, погруженного в глубокое философское размышление. Энергичные удары резца оставляют следы, подобные ударам крупной кисти; местами дерево оставлено необработанным, твердые наплывы корня включены в общую композицию, образуя мощные завитки бороды и усов. На протяжении двух десятков лет работал Урманче над очень значительным и весьма необычным замыслом - воплощением в серии живописных полотен некоторых биографически окрашенных моментов народной жизни, которые сформировали его как человека и художника и навсегда остались в памяти светлым праздником души. Серия, так и была им названа - «Воспоминания», хотя содержанием ее является не документально точное воспроизведение конкретных лиц и событий, а обобщенно-поэтическое представление о прошедшем времени.
Среди скульптурных шедевров позднего Урманче хочется назвать работу «Сююмбике». Из толщи метрового отрезка ствола липы художник освобождает только прекрасное лицо последней казанской царицы. Но какая магическая сила исходит от него! Сочетание нежности, хрупкости, беззащитности с глубокой скорбью и болью за судьбу своего народа выражено с такой пронзительной, щемящей остротой, что способно вызвать у зрителя состояние эстетического потрясения». Один-единственный женский образ, вобравший в себя многолетние поиски художника, позволил рассказать о целой эпохе в жизни татарского народа, о наиболее драматической странице его истории. Размышления художника «о времени и о себе», поиски непреходящих духовных ценностей сродни чувству прекрасного, соединяются с философией и эстетическим идеалом народа. Поэтому искусство Урманче понятно и близко каждому.