Выставка Фариды Хасьяновой

Хасьянова Фарида Шагимардановна

В Национальной художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле открылась персональная выставка народного художника РТ, заслуженного деятеля искусств РТ, лауреата премии им. Б.Урманче Фариды Хасьяновой «Волшебный мир сказки».

Фарида Хасьянова работает во многих жанрах изобразительного искусства: графика, рисунок, портрет, живопись. Однако приоритетным направлением в творчестве художницы по праву считается книжная графика.


23.12.2008 Подлинный мир сказки

Потеря исторической памяти и своих корней, к сожалению, становится приметой времени. Массовая культура с её ориентацией на китч, то есть безвкусицу, буквально захлестнула на­циональное искусство, которое всегда было носителем выверенной в веках художественной традиции. Сегодня распространяется внекорне­вая, так называемая глобальная культура, кото­рая разрывает духовную нить, протянувшуюся от предков. Пропагандировать высокое искус­ство и дарить радость соприкосновения с пре­красным через художественные образцы дет­ской книги — таково творческое кредо видного казанского художника Фариды Хасьяновой.

Она талантливый, плодотворно работающий в области книжной графики художник, и её твор­чество — пример подлинного служения выбран­ному направлению. Создавая рисунки к детским книгам, Фарида Хасьянова не только многое почерпнула из своего опыта графика, но и вы­ступила в роли исследователя традиций народ­ной культуры, её сотворца, вплетя эти традиции в художественную ткань книги. Она иллюстратор не просто детской книги, но книги, говорящей на татарском языке, со своим мировидением, традициями, психологией. Рисунки Фариды Хасьяновой, отражая содержание тех или иных литературных сюжетов, своим качеством испол­нения, жизнеутверждающей силой воспитывают в детях эстетический вкус и пробуждают в них радость открытия красочного мира и себя как его частицы.

Иллюстрации художника — образец про­фессионализма и творческого вдохновения. Она получила признание в республике: заслуженный деятель искусств, недавно стала народным художником — высокое звание, которого в исто­рии изобразительного искусства Татарстана удостоены немногие.

Путь к достижениям в творчестве был после­довательным. Окончила Казанское художествен­ное училище, работала в Художественном фонде Республики Татарстан художником-дизайнером интерьеров, одновременно создавала иллю­страции для книг. Потом — Таткнигоиздат, где ряд лет была главным художником, до недавнего времени — главный художник журнала «Идель». Сейчас — свободный художник, полностью по­святила себя весьма трудоёмкой, но увлекатель­ной работе с книгой.

Фарида Хасьянова оттачивала своё графи­ческое мастерство шаг за шагом более тридцати лет. Её станковые графические листы — иллю­страции к книге «Детство Г. Тукая» были впервые выставлены в 1976 году на республиканской вы­ставке, посвящённой девяностолетию великого татарского поэта. В 1984 году увидела свет её первая книга с чёрно-белыми иллюстрациями «Кто самый сильный» А. Алиша. Первый крупный успех пришёл на зональной выставке «Большая Волга» в следующем году в Чебоксарах, где Фарида Хасьянова показала свои станковые акварельные листы с иллюстрациями к книге А. Файзи «Г. Тукай». На «Большой Волге» в 1991 году её иллюстрации были отмечены как лучшие на выставке. За триптих к татарской на­родной сказке «Ак буре» она была удостоена в 1999 году республиканской премии в области изобразительного искусства имени Баки Урманче. Фарида Хасьянова плодотворно работает и в станковой графике. Её тематические листы к Г. Тукаю «Кисекбаш», серия «Четыре времени жизни», цикл «Татарские песни» привлекают не только вдохновенным исполнением, но и почти безукоризненной формой, содержатель­ностью образов, мировосприятием.

Художница оформила, вместе с авторскими иллюстрациями, более шестидесяти книг (из них около сорока — детские). Они выполнены гуашью, акварелью, тушью, пером. Среди них произведения таких авторов, как Ф. Карим, Н. Исанбет, Р. Харис, Ш. Галеев, Р. Миннул-лин, Р. Батулла, М. Файзуллина, Р. Корбан, Д..Сулейманов. Фарида Хасьянова оформила и проиллюстрировала несколько учебников. Картинный русско-татарско-английский сло­варь, хрестоматию «Золотой ключ» для детских садов. Среди оформленных ею книг есть пода­рочные издания: «Хаят» Ф. Амирхана, сборник сибирско-татарских народных песен «Агыйдел-кэй», получивший диплом на Всесоюзной вы­ставке «Искусство книги» в Москве, «Татарские народные сказки» на английском языке.

Недавно на книжных полках фирменного магазина на одной из самых оживлённых улиц Казани появилось замечательное сувенирное издание «Татарские народные сказки», выпу­щенное в прошлом году Татарским книжным из­дательством. Надо отдать ему должное — давно уже не было столь красочно и профессионально оформленной книги, на высоком уровне пред­ставляющей татарскую культуру. А ведь для этого нужны немалые средства, найденные в новых условиях самоокупаемости издательств. Ведущее в республике издательство, известное подготовкой многопрофильной книжной про­дукции, выпустило сказки тиражом три тысячи экземпляров. Книга уже сегодня стала библио­графической редкостью.

Автор иллюстраций и дизайна книги — Фарида Хасьянова. В ней праздником для глаз и души предстаёт особый мир татарской сказки — тонкий, удивительно поэтичный и одновременно шутливый и ироничный. Действительно, что мо­жет быть столь подлинным, глубоким и искрен­ним, как не стихия народного творчества?

Книга, начиная с роскошной обложки с многофигурными сюжетными композиция­ми на изумрудно-зелёном фоне и заканчивая небольшими орнаментальными вставками на каждой странице, выдержана в едином стиле, в основе которого — авторское осмысление художественной системы народного искусства, его орнаментально-декоративного начала. Мно­гокрасочные рисунки можно с любопытством рассматривать часами, настолько тщательно и с любовью переданы образы и сюжеты ска­зок, бережно выписана каждая деталь, линия, цветовое пятно, живо и с непосредственностью раскрыты персонажи, в каждом из которых вы­является особый внутренний мир.

В созданном Фаридой Хасьяновой мире ска­зочных героев возрождено богатое наследие та­тарского народного искусства. Музейные образцы, реконструкции искусствоведов обрели в её иллю­страциях дыхание жизни. Источником послужили в основном труды известного учёного ФуадаХасано-вича Валеева, а также иллюстрированные издания по искусству татар. Автор использовала орнамен­ты и цветовую гамму, присущие произведениям та­тарского искусства в вышивке, ткачестве, кожаной мозаике, костюме, ансамбле интерьера, ювелир­ном искусстве, домовой резьбе по дереву. Формы гармонически выверены, в ярких колористических сочетаниях и цветовых ритмах нет пестроты, во всём царит гармония, основанная на эстетике народного искусства.

Гузель Фуадовна ВАЛЕЕВА-СУЛЕЙМАНОВА, доктор искусствоведения