Советский период развития искусства Республики Татарстан в коллекции Национальной художественной галереи представлен достаточно широко, включая в себя порядка 550 работ. Здесь можно познакомиться с произведениями таких традиционных для советского искусства жанров как тематическая картина, индустриальный пейзаж 1950-1970-х гг.
В целом, развитие искусства советского периода было определено Постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций» 1932 г., поставившим задачу объединения всех писателей, художников, музыкантов в единые творческие союзы.
Этот год стал переломным в развитии искусства советской России. Формальные поиски, эксперименты, творческая свобода, плюрализм и дискуссионность художественных направлений 1920-х годов уступают место единой идеологической и стилевой установке. В живописи складываются новые жанры: индустриальный пейзаж, «колхозные праздники», портреты передовиков труда; появляются новые темы: спортивные состязания, военная подготовка, трудовые подвиги и т.п., основополагающим становится реалистический метод. Все это, с одной стороны, действительно отражает реалии жизни молодого советского государства, с другой стороны, часто выдавая желаемое за действительное, создает новую советскую мифологию, активно формирующую общественное сознание. Искусство Республики развивался в этот период в общем русле с художественной культурой советской России. В 1935 году был создан Союз советских художников Татарии (правопреемником которого является Союз художников Республики Татарстан), организованы художественно-производственные мастерские, обеспечившие базу для практической работы живописцев, скульпторов, оформителей и др. (ныне Художественный фонд СХ РТ). В этом же году Татарский техникум искусств, претерпевший за 17 послереволюционных лет череду реорганизаций и педагогических экспериментов, был преобразован в Казанское художественное училище (существующее и в настоящее время), обретшее устойчивую структуру и педагогическую систему.
В конце 1930-х годов в Казань приехали молодые выпускники Ленинградской Академии художеств Н.Валиуллин, Г.Зиновьев, Я.Ушков, оживившие деятельность Союза художников Татарии и обновившие преподавательский состав КХУ. Их художественное образование, основанное на лучших традициях русской реалистической школы, способствовало подъему профессионального уровня изобразительного искусства республики. Если в 1920-е годы появилась плеяда профессиональных татарских художников-графиков, то в 1930-е началось активное формирование национальных живописцев. В национальной группе КХУ под руководством Н.Валиуллина получают образование Х.Якупов, А.Тумашев, Л.Фаттахов. Г.Рахманкулова и др., во многом определившие лицо изобразительного искусства Татарии второй половины XX века.
Великая Отечественная война прервала наметившийся подъем в живописи республики. Многие художники погибли на полях сражений. Для тех, кто вернулся, война стала незабываемым жизненным опытом и одной из наиболее актуальных тем творчества в послевоенные годы (Х.Якупов, М.Усманов). Фронтовые зарисовки (Х.Якупова, Л.Фаттахова, Б,Альменова, М.Усманова и др.), создававшиеся в перерывах между боями, в госпиталях, оказались бесценными живыми свидетельствами трагического и героического периода в истории страны.
1940-50-е годы утверждают в живописи идеи государственности, которые находят выражение в форме большой исторической картины, построенной на пересечении реалистических традиций передвижников и принципов академического искусства, возрожденного сталинской эпохой.
В конце 1950-х - 1960-е годы в искусство Татарстана приходит новое поколение живописцев, получивших образование как в КХУ, так и в художественных ВУЗах Москвы, Ленинграда, Львова, Риги, Таллинна и других городов страны. В их творчестве получают дальнейшее развитие пейзаж (Н.Кузнецов, Л.Прокопьев, С.Лывин, Н.Индюхов, Р.Нурмухаметов), натюрморт (Е.Зуев), портрет (В.Куделькин, Б.Майоров), жанровая картина (И.Рафиков, Б.Майоров). Период «оттепели», как называют эти годы истории России, способствовал раскрытию творческих индивидуальностей художников, давал возможность обращаться к многообразному художественному опыту человечества, вырабатывать индивидуальный художественный язык, который даже скучные индустриальные пейзажи превращал в торжество света и живописной стихии, придавал портретам и производственным композициям углубленный психологизм и лиричность. В эти годы в Казани вновь появляются художники, исповедующие авангардную эстетику (А.Аникеенок. И.Вулох), работы которых наполнены экспериментами с формой и цветом, насыщены эмоциональными переживаниями.
1970-е годы составляют особый этап в развитии искусства Татарстана. С одной стороны продолжает развиваться все линии искусства предшествующего десятилетия, с другой в искусство Татарстана входит новое поколение выпускников Казанского художественного училища, завершивших образование в высших художественных институтах Москвы и Санкт-Петербурга - И. Зарипов, А. Абзгильдин, Р.Имашев, В.Федоров, В.Скобеев, с середины 1970-х - С.Слесарский, Ш.Шайдуллин, З.Гимаев. Вместе с ними приходят новые художественные веяния, которые отражают трансформацию советского искусства в целом. Интеллектуализация творчества, усиление игрового элемента, стремление к театральности, усложнение языка, разработка возможностей ассоциативного построения композиций - использование аллегорий, метафор, приемов монтажа - все это характерные черты искусства 1970-х. В каких бы жанрах не работали художники, к каким бы темам не обращались - событиям современности (В.Скобеев, С.Слесарский) или истории (В.Федоров), - обращают на себя внимание контрасты публицистичности и лиризма, статичности и динамики,нравственной озабоченности и раскованной игровой стихии. Сдвиги в сторону чистой живописности соседствуют с противоположно направленным стремлением к графичности и рациональной построенности. Также различны и подходы к изобразительным системам, где сосуществуют жизнеподобие и иносказательность, наивная непосредственность и усложненность ассоциаций. Сближение рефлектирующего сознания с элементарным «наивным» мироощущением становится характерным признаком искусства этого времени.