Иван Васильевич
Марков
(1785—1855) служил в Министерствах иностранных и внутренних
дел, просвещения и военном; находился несколько лет чиновником для
особых поручений при Белорусском генералгубернаторе князе Хованском;
впоследствии был могилевским гражданским
губернатором (1837—1838); оставил служебное поприще
в чине тайного советника.
Несколько строк о
И.В.Маркове оставил в
своих «Записках» Ф.Ф. Вигель, рассказывая о
женитьбе в 1800х гг.
будущего губернатора на воспитаннице театральной школы Болине.
Яркий
литературный портрет Маркова, перекликающийся с воплощенным на
портрете образом, оставил В.С. Филимонов: «Красивый в юности,
Марков
сохранил и в старости привлекательные черты лица и внушающую уважение
осанку; с детских лет подверженный глухоте, заменял недостаток слуха
чуткостию души: ею слышал внятно, как глазом видел далеко.
Сангвиник
по темпераменту, живой, восприимчивый, раздражительный, бывал иногда
вспыльчив, но никогда не бывал зол». Портрет
предположительно датирован
временем нахождения И.В. Маркова в должности могилевского губернатора.
Первая значительная
публикация о Федоре Андреевиче Тулове принадлежит С.И. Гореловой.
В
1981 г. появился монографический очерк И.Г. Котельниковой, до
сих пор остающийся самым полным исследованием жизни и творчества этого
мастера; ей же принадлежит установление дат жизни художника. Сведения
о Федоре Тулове
чрезвычайно скудны. Известно, что он жил и работал в усадьбе князей
Шаховских Белая Колпь Волоколамского уезда Московской губернии, где
создал галерею портретов представителей этого семейства. Впоследствии
жил в имении А.И. Бенкендорфа Пропойск (ныне Славгород) Быховского
уезда Могилевской губернии. Имел чин коллежского регистратора.
Эрмитажный портрет является одним из лучших в творчестве Тулова и дает
великолепное представление о его творчестве в целом. В основе его
индивидуального стиля, сложившегося достаточно рано, лежат ясный,
строгий рисунок, определенность форм и графическая четкость линий; при
этом в трактовке лица замечается необыкновенно деликатная, мягкая
живописная манера, достигаемая тщательной растушевкой красочной массы,
которая и придает произведениям Тулова узнаваемость и
является главнымопознавательным элементом его стиля.
Ю.Ю. Гудыменко
Информация
из официального каталога выставки издательства "Славия"