Наследие — это то, что мы получаем из прошлого, с чем живем в настоящем и то, что мы передаем будущим поколениям, которые учатся у него, опираются на него и получают удовольствие от общения с ним.
Наследие татарского народа сохранившееся как опыт татарской национальной государственности выступает составной частью тюркской, российской и мировой истории.
Музей «История государственности татар и Республики Татарстан» призван стать собирателем и хранителем этого великого наследия, научным и просветительским центром передающим будущим поколениям наше историческое наследие. Древнейший центр Казани, историческая территория ханского двора с сохранившимся некрополем, башня Сююмбике, с ее легендами и тайнами, определили выбор места для Музейно — мемориальный комплекс «История государственности татар и Республики Татарстан». |
Гуннский котел IV-V вв. |
История государственности татарского народа и его предков насчитывает более трех тысяч лет и прослеживается учеными с начала I тысячелетия.
В первом зале экспозиции представлен Древнетюркский период истории народа, охватывающий II в. до н.э. — IX в. н.э..
Главная ценность этой цивилизации заключается в умении организовать большие массы людей в развитое общество с большими познаниями об окружающем мире.
Широкое распространение этой культуры достигло и регионы Поволжья. Ценнейшим памятником этой исторической эпохи являются бронзовые гуннские казаны IV—V вв. обнаруженные на территории Татарстана.
В древнетюркских писменах говорится: «Когда вверху возникло Голубое небо, а внизу - бурая земля, между ними обеими возник род людской. И воссели над ними мои пращуры — Бумын каган, Истеми каган. Воссев на царство, они учредили Иль (государство) и установили Терю (закон) народа тюрков ... На восток и на запад рассеяли они свой народ. Они были мудрые каганы, они были мужественные каганы». Так повествует о начале Тюркского иля и его каганах первый тюркский летописец Йоллыг-тегин. В 732—735 гг. он начертил эти строки в честь великих правителей Бильге кагана и Кюль-тегина на каменных стеллах сохранившихся до наших дней. Кроме этих памятников, тюркские мастера оставили большое количество каменных памятников — балбалов, они рассыпаны по огромной территории степи от Алтая до Днепра.Период Тюркских каганатов является важнейшим этапом в консолидации и развитии этнической истории народов.
Памятник в честь Кюль-Тегина 732-734 гг. |
Кюль-Тегин. 732-734гг. |
Поддержанные Византией болгарские племена Приазовья, объеденились в 635 году Великое Болгарское государство, во главе с Кубрат ханом, со столицей в Фаногории. В Преднепровье обнаружен знаменитый клад Кубрат хана в которую входят царственные перстни с тамгой Великого хана. «За время своего правления я усвоил, то что лишь единство обеспечивает мощь и долголетие государства. Я наказываю своим сыновьям никоим образом не отделять друг от друга жилья, и добрым расположением друг к другу охранять свою власть»,— говорил хан Кубрат. Но после его смерти сыновья разошлись по свету: двое сыновей ушли в Панонию.
Перстень с печатью Кубрат хана. |
Один из них перекочевал со своим народом в Поволжье, осталные вошли в состав Великого хазарского каганата.В Х в. Царь Иосиф в своем письме описывал страну Хазар как могущественное государство, которому подчинялись едва ли не все народы Восточной Европы. Хазары были жителями древних городов — Фаногории и Таматархи, Керчи. Столицей становится город Итиль расположенный недалеко от места, где Волга впадала в Каспийское море. На высоком уровне было здесь градостроительство. Хазары одними из первых в Восточной Европе стали выпускать свои металлические деньги. Начала государственного, этнического и конфессионального развития, которые были заложены хазарами, сохранились по сей день.
На рубеже X—XI столетий на Волге возникает торговый пункт и крепость Казань, которое позднее перерастает в столицу казанского ханства. Археологические памятники древней Казани показывают высокое экономическое и культурное развитие населения города.
Фрагмент керамики с тамгой. 12-13 вв. из фондов БГИАМЗ. |
Традиции древнетюркских государств продолжили их предки переселившиеся в Поволжье. Как указывают древние письмена и легенды в «Болгар иле» правили потомки единого тюркского рода Ашин. Их родовой знак «А» можно увидеть во многих изделиях булгарских мастеров. Эльтебер являлся правителем в «вечном тюркском эле».
Наиболее почитаемыми лицами, руководившими мусульманской уммой страны, были шейхи (шейх уль-ислам). Народ занимался земледелием, ремеслом, торговлей.Величественно возвышалась столица государства Биляр. На центральной площади располагалась Соборная мечеть с высоким минаретом, находился дворец булгарского царя-эмира. В районе Соборной мечети был центральный базар Биляра.
Макет Соборной мечети в Биляре. 12-13вв. реконструкция. |
Вокруг располагались дома феодальной знати и купцов. Здания имели центральное отопление. Существовали металлургическая слобода с усадьбами кузнецов-металлургов, район гончарных мастерских, мастерские ювелирного дела.
Во многих странах Востока и Запада чрезвычайно высоко ценился товары булгарских мастеров: особый сорт тонко обработанной кожи - юфть, называемый «булгари», ювелирные украшения. Чрезвычайно выгодное географическое расположение Булгарии благоприятствовало тому, что Булгарское государство превратилось в крупнейший центр транзитной торговли.
Замки. 12-13вв. |
Сфероконус с рунической надписью. 12-13 вв. |
Чернильницы. 12-13 вв. |
Писало фигурное. 12-13 вв. |
В крупных городах функционировали караван-сараи для приезжих купцов. Там находились жилые дома, складские помещения, постройки для содержания лошадей и верблюдов.
922 году в Булгар приезжает Великое посольство из Багдадского халифата в следствии чего царь Алмуш провозгласил ислам единой государственной религией.
Следующий зал посвящен одному из величайших страниц истории мировой культуры - цивилизации Улус Джучи.
В государстве основу общественного строя определяла «Яса». «Великая Яса — свод законов и уставов, составленный по распоряжению основателя Монгольской империи Чингисхана. “Яса Чингисхана” — это Конституция государтсва... Никто в мире не соблюдал закон так строго, как сам правитель. Даже враги умолкли, видя справедливость его власти. Каждый знал: наказание неминуемо. И никаких поблажек никому», - пишет Вернадский Г.В. Первая столица Улус Джучи-Сарай ал-Махруса (Сарай богохранимый), была основана Бату-ханом в начале XIII.в. Ал-Омар так описывал столицу Джучи Улус: «Место пребывания царя, там — большой дворец, на верхушке которого находится золотое новолуние… Дворец окружают стены, башни да дома, в которых живут эмиры его». |
В Сарае жили и творили великие писатели и ученые: Сайф Сараи, автор знаменитой поэмы «Гулистан бит-тюрки»; шейх Са‘ад-ат-дин ат-Тафтазани, написавший ряд книг по праву и риторике и многие другие.
После распада Золотой орды — Казанское ханство становится следующим важным этапом развития истории государственности татрского народа.
Колчан. Кожа 15-16 вв. |
С падением Казани в 1552 году военные действия на территории бывшего ханства не закончились. Татары и другие народы Казанского ханства не прекратили борьбу за свою независимость. До последней четверти XVШ в. татарский народ вел борьбу против насильственного слияния с другими народами, за сохранение своей духовной, религиозной культуры. Борьба велась и в движение войск Степана Разина, и в Крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева 1773 — 1775 гг.
Потеря государственности сопровождалось упразднением татарской городской материальной и духовной культуры. Жизнь татар сосредотачивалась в сельских общинах, где жизнь регулировалась нормами шариата. Как отмечал И. Гаспринский: «всякая община представляет собой миниатюрное государство с прочной связью частей с целым и имеет свои законы, обычаи, общественные порядки, учреждения и традиции, поддерживаемые в постоянной силе и свежести духом исламизма». Все же власть вынуждена была признать особое положение некоторой части татарской феодальной элиты, которая оказывали большие услуги России при отношениях с восточными государствами.
Екатерина II. |
Знаковым событием стал указ Екатерины II от 17 июня 1773 г. «О терпимости всех вероисповеданий…», который впервые провозгласил о веротерпимости к исламу в Российской империи.
В 1782 г. в Старо— и Ново—Татарских слободах Казани, было учреждена Татарская ратуша. В 1788 г. был создан новый правительственный орган - Оренбургское магометанское духовное собрание. В начале XVIII в. начинаеет развиватся идея просветительства.
Имам из Казанского уезда Абдульнасыр Курсави (1778—1828) провозгласил свободу разума и свободу мысли в религии. Он выступал за обучение детей на родном языке и издал один из первых толкований части Эл-Корана на татарском языке. Его идеи в середине XIX в. были развиты другим казанским ученым Шигабутдином Марджани.
Шигабутдин Марджани |
В 1890—е гг. начинается массовое движение “джадидизм”, выступавшее за модернизацию татарского общества в европейскую нацию, начавшее реформирование начального образования. Учеными богословами Р.Фахрутдиновым, М.Бигиевым, З.Камали, Г.Буби разрабатывались различные аспекты обновления ислама и просвещения насиления. Учреждение в 1804 г. в Казани университета сыграло огромное значение в развитие науки и просвещения в регионе в целом и татарской культуры в частности. Казань становится мировым центром изучения восточной цивилизации.
Габдулла Тукай с трепетом писал о Казани:
«Слышу я: призыв к намазу будит утреннюю рань.
О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!
Здесь науки, здесь искусства, просвещения очаг,
Здесь живет моя подруга, райский свет в ее очах».
В первой половине XIX в. по книгоизданию Казань, занимала третье место после столиц. В 1801 г. открывается «Азиатская типография», было издано 401 наименование татарских книг. Одна из первых татарских периодических изданий — газета «Нур» издавалась в г. Санкт-Петербург в 1905—1914 гг. Движение просветительства становится толчком к активизации политической деятельности татарской элиты.
Период 1917—1920 вошел в историю как время, когда татарский народ обретает свою национальную государственность.
22 июля 1917 г. на совместном заседании трех съездов: Второй мусульманский съезд, мусульманский военный съезд, и съезд мусульманского духовенство была провозглашена Национально-культурная автономия мусульман внутренней России и Сибири — татар и башкир. Милли меджлис приняло решение о создании национальной государственности татарского и башкирского народов в форме Урало-Волжского штата (Идель-Урал штаты). Это была бы территориальная автономия в составе РСФСР.
Конституция ТАССР | Программа коммунистов (большевиков) | 10 лет Татарстану |
Милли меджлис утвердил форму управления — Милли идарэ во главе с С. Максуди с тремя министерствами (назаратами). Была принята Конституция культурно-национальной автономии. В противовес проекту Урало-Волжского штата, а также созданной к тому времени Башкирской республике, В. Лениным, И. Сталиным и М. Вахитовым была выдвинута идея создания Татаро-Башкирской Советской Социалистической Республики.
Первомайская демонстрация |
Но 27 мая 1920 года был подписан декрет об образовании ТАССР что стало началом существования государственности татарского народа в форме автономной республики. Формирование тоталитарного режима, утверждение сталинской концепции национально-государственного строительства привели к тому, что к середине 1920—х гг. усиливается стремление коммунистической партии контролю над всей жизнью, решения по всем важным вопросам в республике принимались и утверждались обкомом партии.
В 1930—е гг. Татарской республике стали интенсивно развиваться новые отрасли промышленности, был построен первый и единственный в СССР кетгутный завод.
В период II Мировой войны, республика превратилась в важную тыловую базу страны. Татарскую АССР было эвакуировано более 70 предприятий, среди которых завод имени С.П. Горбунова — единственным поставщик на фронт бомбардировщиков Пе-2 и Пе-3. Здесь с 1956 г. производилось первый в мире реактивный пассажирский самолет ТУ-104.
В середине 1950-х гг. Татарстан стал бесспорным лидером по добыче “черного золота”.
Формирование Камского территориально-промышленного комплекса и выпуск автомобилей «КАМАЗ» существенно изменило индустриальный облик республики. В советский период структура промышленного потенциала республики была ориентирована на общесоюзный рынок. По своему производственному и научно-техническому потенциалу Татарская автономная республика превосходила ряд союзных республик.
Дважды сменившийся алфавит, политические влияние на изучение татарской истории, на творчество национальной интеллигенции определяли характер развития татарской культуры в советский период.
В конце 80-х годов в Татарстане начинается очередное движение за независимость. Одни из первых требования независимости выдвигаются Татарским Общественным Центром (ТОЦ), первым татарским национальным движением, организованным осенью 1988 года группой татарской интеллигенции.
12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР принимает «Декларацию о государственном суверенитете».
12 июня 1991 года был избран первый президент Татарстана. Им стал М. Ш. Шаймиев. 15 февраля 1994 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».
Повышение государственного статуса Татарстана имело важное этнокультурное значение, прежде всего, для титульной нации республики — татар.
В 1990-х гг. Татарстан прошел сложный этап по пути становления своей государственности. «Мы сильны духом. И это не только мечта и желание это подтверждает вся наша история. Мы не потерялись и в нынешнеие времена, когда начались крупные перемены. Наоборот, смогли сказать свое слово», — говорит М.Ш. Шаймиев. Огромный интерес мировой общественности к опыту развития Татарстана проявился во время поездки Президента М. Ш. Шаймиева в США в октябре 1994 года. Понятие «модель Татарстана» определяло проведение взвешенной толерантной политики в сфере межнациональных отношений, политики культурного плюрализма. Благодаря суверенитету у Татарстана сложилась новая система внутрифедеральных и международных отношений.
Дивное место увеселения в мире этот город Казань!
Нет во Вселенной подобного ему города – обители мира.
Не сыщется на свете такого светущего города, как Казань,
Скольким пищу дает она – город мира!
Так поэт Шариф Хаджи-Тархани писал о столице Казанского ханства.
Во многих исторических записях, воспоминаниях, в памяти народа облик древней Казани хранится как величественное, красивейшее место.
Зал “Диван ханэ” музея — это попытка исторически восстановить некоторые фрагменты этой великой татарской культуры.
В этом зале представлены предметы, костюмы, гравюры, воссоздающие царственное наследие народа, сохранившие традиционные элементы духовной и художественной культуры до наших дней.
Коллекция офортов начала XIX века, выполненная по рисункам действительного члена Российской Академии художеств Емельяна Михайловича Корнеева, в 1998 году передана Промышленно-финансовым центром «ЭкОйл» — фамильное дело братьев Хафизовых.
Листы раскрашены акварелью самим Е. М. Корнеевым и являются авторским оригиналом. Офорты выполнены гравером Е.О. Скотниковым в 1808 году в Петербурге.