Псевдоним (тахаллус) Баруди в переводе с арабского означает «пороховой». Этот псевдоним возник не ранее 60-х годов XIXв., когда чета Галлиевых с трехлетним Галимджаном переселилась в Пороховую слободу. До этого и дед Галимджана по отцовской линии, состоявший на военной службе на пороховом заводе, и его отец, преуспевающий купец, были известны как Галиевы. Галиевыми называется этот род и в дореволюционных русских источниках. В официальных российских документах очень часто его медресе называлось не медресе «Мухаммадия», а «Галеевское медресе» в честь его основателя и руководителя, а среди татарской общественности во всех газетах и журналах, оно известно было как «Галимжан хэзрэт мэдрэсе». Таким авторитетом, известностью и популярностью в то время пользовались лишь несколько человек —Ш. Марджани, И. Гаспринский и Г.Тукай.
Учёба в Бухаре.(1886г.), посещение Турции, Египта и Саудовской Аравии, встречи и беседы с учёными и религиозными деятелями этих стран, по-видимому, оказали решающее значение в его дальнейшей просветительской деятельности. Ибо после возвращения, начиная с 1891 года, он переходит к преподаванию по новому методу, начинает выпускать разнообразные учебные пособия для обучения шакирдов.
В 1919г. Уфу взяли большевики, Баруди арестовали, но не осмелились убить.
Умер Галимджан Баруди в Москве, работая над созданием Фонда помощи голодающим. Могила Галимджана Баруди находится на татарском кладбище г. Казани недалеко от могилы Габдуллы Тукая, Хусаина Ямашева, Каюма Насыри, Шигабутдина Марджани.
Семья
Отец — Мухаммаджан Ибниаминович Галиев (1832-1909) будучи человеком просвещённым, мечтал о том, чтобы татарская молодёжь получила такое же образование, как и русская, приобщалась к европейской культуре.
Основатель предпринимательской династии Галиевых прошел путь от простого торгового агента до коммерсанта, а впоследствии до крупнейшего в Казанской губернии производителя и торговца кожевенными изделиями. Основав фирму по производству и продаже азиатской обуви и восточных головных уборов, купец быстро пошёл в гору.
Вскоре отделения торгового дома М. И. Галиева стали появляться в Уфе, Ирбите и Троицке. Это дало возможность накопить предпринимателю немалый капитал, который он вкладывал в другие прибыльные дела — торговлю пушниной, мануфактурой и строительными материалами. Получаемая прибыль давала возможность Мухаммаджану Ибниаминовичу более основательно финансировать религиозные и благотворительные учреждения, что понималось им как личное богоугодное деяние. Мухаммаджан полагал, что в основе предпринимательства должна лежать чистота стремлений и спокойная совесть.
Бибимагруй — жена Галимджана, прекрасно образованная для того времени женщина. На протяжении всей своей жизни руководила женским мектебом «Магруй абыстай» при медресе «Мухаммадия».
Медресе « Мухаммадия»
В 1882г. Мухаммаджан Ибниаминович Галиев основал медресе. В честь первого основоположника Мухаммеджана медресе назвали «Мухаммадией», также от его фамилии Галеев оно звалось «Галеевское медресе».
В 1882 году отец Галимжана Баруди Мухаммеджан построил одноэтажное здание – 16м. в длину и 8м. в ширину. Но сразу, в год открытия медресе, число студентов достигло такой степени, что они перестали вмещаться в учебное здание, и это побудило Мухаммеджана на сооружение подпольного помещения, где он также вставил окна, после чего студенты смогли там обосноваться.
К сожалению, в 1898 году деревянное здание медресе было полностью уничтожено пожаром.
Новое здание отстроено по проекту одного из лучших губернских архитекторов М. Ермолаева, благодаря помощи друзей Баруди — М.С. Галикиева - мануфактурщика, миллионера; А.Я. Сайдашева, учредившего ещё во второй половине XIX века первое татарское акционерное общество, а также зятя Мухаммеджана, фабриканта из села Маскара Кукморского уезда Г.И. Утямышева и др. богатых и авторитетных людей.
Слава «Мухаммадии» распространилась среди всех мусульман России и спустя некоторое время в помещении нового медресе становится вновь тесно. Приобрести знания в этом медресе спешили не только татары, но и башкиры, казахи, киргизы, калмыки и другие представители тюркских народов. Полностью строительство здания медресе завершилось в 1901 году, когда усилиями оренбургского миллионера - известного мецената Ахмета Галиевича Хусаинова оно приобрело, в конце концов, хорошо известный нам архитектурный облик. Благодаря значительным финансовым вложениям, неутомимой организаторской и научно-просветительской деятельности богослова-реформатора Баруди желанная цель была достигнута. У татар появилась реформированная конфессиональная школа, где, как пишет Дж Валиди витал дух возрождающего Ислама, истинность и ценность которого подтверждалась уже не дряхлой схоластикой, а науками современности и высокой нравственностью.
Медресе «Мухаммадия» стало центром джадидистского образования. В 1891 году, после введения новой методики обучения в медресе, были введены светские дисциплины, такие как математика, география, природоведение, русский язык и т.д. Растает потребность в расширении преподавания светских наук. Среди преподавателей медресе «Мухаммадия» были такие знаменитые личности как: Юсуф Акчура историк и публицист (турецкая история и лит-ра), Галиаскар Камал (татарский язык), Фатих Амирхан ( география), Саидгирей Алкин (право). Чтобы преподавать новым методом, Галимджан Баруди составляет новую азбуку, издаёт учебник по арифметике, пишет вводное пособие для изучения арабского языка.
Не смотря на трудности в борьбе с царскими властями и кадимистами, противниками всего нового и прогрессивного, Галимджану Баруди удалось реформировать учебно- педагогический процесс в своём медресе, вывести его в число лучших учебных заведений России конца XIX— начала XX в.(Поволжья). Медресе «Мухаммадия» можно назвать татарским университетом дооктябрьского периода.
Медресе на улице Г. Тукая существует и поныне.
Журнал «Ад -дин ва аль - адаб»
После революции 1905 г. Галимджан Баруди основал новометодный педагогический журнал «Ад -дин ва аль - адаб» (Религия и нравственность), главным редактором которого, со дня выпуска первых номеров до последних дней своей жизни он сам и являлся.
Значительное кол-во статей написаны самим редактором, преподавателями медресе, а также начинающими писателями и поэтами. В 1906г. журнал был запрещен, а Баруди арестован, обвинён в панисламизме и сослан на два года в Вологду. Вернувшись из ссылки, он продолжил выпуск журнала.