В сезоне 2008-2009 гг. Лекторий Государственного Эрмитажа
в Центре «Эрмитаж-Казань» предлагает слушателям следующую программу:
Искусство ислама 3 лекции
По городам и музеям мира 9 лекций
Искусство XX века 6 лекций
Европа и Россия. Параллели и перекрестки 18 лекций
Лекторий состоится по адресу:
Казань, Кремль, центр «Эрмитаж-Казань»
Телефоны для справок:
5678-032, 5678-034, 5678-033
Государственный Эрмитаж
Государственный историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник «Казанский Кремль»
ЦЕНТР «ЭРМИТАЖ – КАЗАНЬ»
Эрмитажный лекторий
Абонементы
Сезон 2008-2009 гг.
Казань, 2008
21 апреля 2009 г. Искусство Романтизма
вторник 14:00 13. «Романтическая битва» во Франции
н.с. Трусова Полина Александровна
Романтизм, особое явление европейской культуры, возник как продолжение и одновременно реакция на мировоззрение эпохи Просвещения. Начало 19 века было ознаменовано возникновением нового взгляда на мироздание, появлением особого интереса к духовному миру человека. Исторические и культурные предпосылки романтизма, характерные особенности этого явления, непримиримая борьба, которую вели сторонники старого искусства и провозвестники нового, - основные вопросы лекции.
16:00 14. Романтизм в русской живописи
ст.н.с. Снеговская Виктория Яковлевна
Становление романтизма в России происходило в рамках академической школы живописи. Официально признанные художники, такие как О.А.Кипренский, К.П.Брюллов, гармонично сочетали в своем творчестве заветы классицизма и романтизма.
22 апреля 2009 г. Художник лицом к жизни
среда 14:00 15. Франция: от реализма к импрессионизму
н.с. Трусова Полина Александровна
Вторая половина 19 века во Франции ознаменована стремительным развитием искусства вне стен Академии изящных искусств и официального Салона. Не взирая на предписания официальных художественных институтов, многие молодые художники обращают свой взор на мир вокруг, непритязательную красоту окружающей природы, быт простых людей, их тяготы и заботы. Новое искусство с трудом завоевывает понимание со стороны широкого круга зрителей. И история новой живописи – это история борьбы за право на существование в художественном мире.
16:00 16. Реализм в России. Товарищество передвижных художественных выставок
ст.н.с. Снеговская Виктория Яковлевна
С середины 19 века в России происходит становление реалистического направления в искусстве. Значительную роль в этом процессе сыграло Товарищество передвижных художественных выставок, творческое объединение, участники которого, «передвижники», противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления
23 апреля 2009 г. Искусство авангарда
четверг 14:00 17. Европейский авангард
н.с. Трусова Полина Александровна
Термин «авангард» используется как обобщающее понятие для художественных течений, возникших в европейском искусстве на рубеже 19 – 20 веков. Искусство европейского авангарда, отразившее сложный образ своей эпохи, с одной стороны отвергает классические основы живописи предшествующих веков, а с другой стороны, заимствуя многое из наследия старых мастеров, вступает с классическим искусством в своеобразный диалог.
16:00 18. Русский авангард
ст.н.с. Снеговская Виктория Яковлевна
В начале 20 века в России возникает ряд художественных явлений, традиционно объединяемых понятием «русский авангард». Различные по теоретической основе и художественному воплощению, эти явления характеризует решительный разрыв с академическими традициями и искусством стиля ар-нуво. Поиски русских художников-авангардистов являются равнозначной параллелью европейскому авангарду. В России и в Европе в начале 20 века происходит стремительное развитие искусства, закладываются основы искусства 20 и 21 вв.
Абонемент 1
ИСКУССТВО ИСЛАМА
Цикл лекций приурочен к открытию в центре «Эрмитаж-Казань» выставки исламского искусства из собраний Государственного Эрмитажа. В лекциях пойдет речь о памятниках придворного искусства, созданных в разных частях обширного исламского мира.
Программа цикла рассчитана на широкую аудиторию взрослых слушателей.
Начало лекций в 10 часов
7 октября 2008 г. 1. Язык вещей
вторник н.с. Малозёмова Елена Игоревна
В лекции пойдет речь об особенностях искусства ислама, его значимости в контексте исламской культуры.
8 октября 2008 г. 2. От Востока до Запада
среда н.с. Малозёмова Елена Игоревна
Задача лекции - показать исламское искусство во взаимодействии с искусством Китая и Европы.
9 октября 2008 г. 3. Во дворце и при дворе
четверг н.с. Малозёмова Елена Игоревна
Лекция посвящена дворцовым комплексам прославленных мусульманских владык.
Абонемент 2
ИСКУССТВО ИСЛАМА
Цикл лекций приурочен к открытию в центре «Эрмитаж-Казань» выставки исламского искусства из собраний Государственного Эрмитажа. В лекциях пойдет речь о памятниках придворного искусства, созданных в разных частях обширного исламского мира.
Программа цикла рассчитана на широкую аудиторию взрослых слушателей.
Начало лекций в 14 часов
7 октября 2008 г. 1. Язык вещей
вторник н.с. Малозёмова Елена Игоревна
В лекции пойдет речь об особенностях искусства ислама, его значимости в контексте исламской культуры.
8 октября 2008 г. 2. От Востока до Запада
среда н.с. Малозёмова Елена Игоревна
Задача лекции - показать исламское искусство во взаимодействии с искусством Китая и Европы.
9 октября 2008 г. 3. Во дворце и при дворе
четверг н.с. Малозёмова Елена Игоревна
Лекция посвящена дворцовым комплексам прославленных мусульманских владык
17 марта 2009 г. Церковь и дворец в архитектуре барокко
вторник 14:00 7. Европейское зодчество эпохи барокко
ст.н.с. Торшина Людмила Евгеньевна
Стиль барокко стал отражением мировоззрения эпохи, пришедшей на смену Ренессансу. Этот стиль был призван прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви. Но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, его безграничности, многообразии, изменчивости и месте человека в нем. В эпоху барокко на первый план выходит проблема синтеза искусств, когда в одном ансамбле единое целое составляют архитектура, живопись и скульптура. Яркими примерами нового искусства стали культовые и светские постройки Италии, Франции и других европейских стран.
16:00 8. Архитектура барокко в России
ст.н.с. Родионова Галина Викторовна
В 18 веке русское искусство становится открытым для европейских влияний, и новейшие явления в европейской культуре находят свое отражение в культуре России, тесно переплетаясь с местными традициями. Так и искусство барокко трансформируется на русской почве в своеобычный вариант, получивший название «русское барокко». Семнадцатый век в Европе нередко называют эпохой барокко, в России «эпоха барокко» - это век восемнадцатый, время расцвета новой столицы – Санкт-Петербурга.
18 марта 2009 г. Человек Нового времени
среда 14:00 9. Портрет в европейской живописи 16 – 18 вв.
ст.н.с. Торшина Людмила Евгеньевна
В искусстве портрета наиболее ярко отражается характерное для конкретной эпохи видение человеком себя и своего места в мире. Образ человека Нового времени предстает в творчестве крупнейших портретистов 16-18 веков. На примере работ Леонардо да Винчи, Тициана, Халса, Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Фуке, Гейнсборо и других мастеров Западной Европы в лекции рассматривается основная проблематика и типология портрета Нового времени.
16:00 10. Вступление в европейскую культуру. Искусство портрета в России 18 века
ст.н.с. Родионова Галина Викторовна
Распространение традиций европейской живописи в России 18 века происходило, прежде всего, в жанре портрета. Вслед за приглашенными иностранными художниками начинают работать русские мастера, составившие славу русской живописи 18 столетия - А.Матвеев, И.Никитин, А.Антропов, И.Вишняков, Г.Грот, И.Аргунов, А.Лосенко, Д.Левицкий, Ф.Рокотов и другие.
19 марта 2009 г. Век Разума
четверг 14:00 11. Французский классицизм эпохи Просвещения
ст.н.с. Торшина Людмила Евгеньевна
Эпоха Просвещения во Франции проходит под знаменем философии знаменитых французских мыслителей: Вольтера, Руссо, Гельвеция, Монтескье, Дидро. 18 век – это время безграничной веры в человеческий разум, в возможность построить совершенное общество на разумных основаниях. Новые представления о мире, о человеке, о социуме находят отражение в творчестве передовых художников времени: архитектора Леду и Суффло, скульпторов Фальконе и Гудона, живописцев Шардена, Грёза и многих других.
16:00 12. Русский классицизм времени Екатерины II
ст.н.с. Родионова Галина Викторовна
Традиции европейской философии Просвещения нашли продолжение в трудах русских философов-просветителей Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева и других. Вторую половину 18 века традиционно называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. В это время происходит становление и расцвет русского классицизма, наиболее яркими представителями которого являются выдающиеся мастера: архитекторы Дж.Кваренги, И.Старов, Ч.Камерон, живописцы А.Лосенко, Д.Левицкий, Ф.Рокотов, скульптор Ф.Шубин и другие.
Абонемент 8
ЕВРОПА И РОССИЯ. ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРЕКРЕСТКИ
Из многовековой истории искусства выбран ряд узловых периодов или явлений, которые дают повод для сопоставлений, позволяя выявить как определенную общность западной и русской культур, так и специфику каждой из них. Цикл состоит из 18 лекций, разбитых на 9 пар, каждая из которых имеет свою тему. Первая лекция в паре посвящена искусству Европы, в ней дается общая характеристика того или иного явления, намечается его основная проблематика, на которую можно опираться при рассмотрении проблем, связанных с русской художественной культурой.
Программа цикла рассчитана на широкую аудиторию взрослых слушателей.
17 февраля 2009 г. Христианский храм
вторник 14:00 1. Средневековый собор в Европе
н.с. Эцина Елена Ильинична
Христианское искусство Запада и России имеет общие истоки, но пути его развития различны. В образе храма наиболее ярко предстает общее и особенное западной и восточной церквей христианской религии. В первой лекции этой пары рассматривается концепция католического храма в целом и ее конкретная реализация в романской и готической архитектуре на примере памятников Италии, Франции, Германии и Англии 11 – 15 вв.
16:00 2. Храм в Древней Руси
ст.н.с. Климовцева Елена Сергеевна
Древнерусский храм – центр православия. С утверждением христианства на Руси была принята и церковная культура, пришедшая из Византии. Восточная ветвь христианства получила особое развитие на русской земле. Древнерусский храм, его идея и воплощение, его архитектура и убранство, его роль в жизни и культуре общества – основные вопросы второй лекции.
18 февраля 2009 г. Живопись на стенах
среда 14:00 3. Ранняя итальянская фреска
н.с. Эцина Елена Ильинична
Неотъемлемая часть христианской культуры – визуальные образы, в том числе претворенные в жизнь мастерством художников-живописцев. Становление и развитие монументальной живописи в Италии имеет свою историю и традиции, что прослеживается в лекции на примере фресковых циклов мастеров Проторенессанса и Раннего Возрождения.
16:00 4. Древнерусские мозаики и фрески
ст.н.с. Климовцева Елена Сергеевна
Монументальная живопись возникла на Руси с появлением христианства. Византийские традиции, обогащенные своеобразием русской национальной культуры, нашли выражение в знаменитых мозаичных и фресковых ансамблях древнерусских храмов.
19 февраля 2009 г. Живопись на досках
четверг 14:00 5. Европейские «примитивы»
н.с. Эцина Елена Ильинична
Термин «примитивы» традиционно используется для обозначения европейской станковой живописи 14-15 вв., когда параллельно с развитием монументальной росписи происходит формирование станковой картины. Пионерами в этом виде искусства стали мастера Италии, Нидерландов, Франции и Германии.
16:00 6. Древнерусская иконопись
ст.н.с. Климовцева Елена Сергеевна
Иконопись, как и монументальная живопись, приходит в Древнюю Русь из Византии. «Умозрением в красках» называют этот вид искусства, получивший на Руси неповторимое развитие в творчестве выдающихся мастеров, создавших несколько иконописных школ.
Абонемент 3
ПО ГОРОДАМ И МУЗЕЯМ МИРА
Цикл лекций приглашает слушателей в путешествие по городам, внесшим значительный вклад в развитие мировой художественной культуры. Это знаменитые города мира, прославленные своими музеями, творениями великих архитекторов, живописцев и скульпторов, своеобразием культурной среды.
Программа цикла рассчитана на широкую аудиторию взрослых слушателей.
Начало лекций в 12 часов
7 октября 2008 г. 1. Пекин и окрестности
вторник ст.н.с. Меньшикова Мария Львовна
Лекция посвящена современной столице Китая – городу, основанному в древности и имеющему долгую и славную историю. Столицей Поднебесной Пекин окончательно стал в период правления династии Мин, с 1420 года. В XV веке здесь были построены знаменитые комплексы так называемого Запретного города и Храма Неба, которые являются классическими памятниками китайской архитектуры. К тому же времени относится и планировка городской застройки. Дворцы и парки окрестностей Пекина – Ихэюань, Юаньминюань – отражают высокое искусство создателей загородных резиденций китайских императоров.
8 октября 2008 г. 2. Сиань (Чанъань) и Терракотовая армия, Лоян и пещеры Лунмэнь
среда ст.н.с. Меньшикова Мария Львовна
Современный город Сиань (Чанъань) на протяжении 14 веков являлся столицей Китая. Здесь располагалась резиденция первого императора Шихуан из династии Цинь (221-206 гг. до н.э.), и было создано его грандиозное захоронение. Раскопанная археологами «Терракотовая армия» воинов, сопровождавших правителя Поднебесной в загробный мир, стала одной из сенсаций последних десятилетий. Город Чанъань оставался столицей и в период расцвета страны, в эпоху Тан (618-907 гг.).
Лоян, как и Чанъань, длительное время был столицей государства. В окрестностях города, на берегу реки, находятся знаменитые буддийские скульптурные храмы Лунмэнь, созданные в I тысячелетии нашей эры. Огромные вырубленные в скале изображения Будд достигают двадцати метров
9 октября 2008 г. 3. Ханчжоу, Сучжоу, Шанхай. Города, сады, музеи
четверг ст.н.с. Меньшикова Мария Львовна
Лежащий на юге Китая Ханчжоу в течение продолжительного времени был столицей страны. Он знаменит своими буддийскими монастырями и пагодами. Расположенный вокруг огромного искусственного водоема, этот город является «китайской Венецией», излюбленным местом отдыха китайцев на протяжении восьми с лишним столетий.
Сучжоу – город классических китайских садов. Искусно вписанные в природу, облагороженную руками человека, они были частью больших усадеб знати. Сучжоу является и родиной китайского шелкоткачества.
Шанхай – сравнительно молодой город, порт, открытый для иностранцев с конца XIX века. Его облик сложился в 1920-х – 30-х гг. под влиянием европейского зодчества. Сегодня это современный развивающийся мегаполис, чья архитектура из стекла и металла отличается новаторским характером, а небоскребы принадлежат к высочайшим в мире
18 ноября 2008 г. 4. Каир. Лекция 1-я
вторник ст.н.с. Дюбанова Ирина Валерьевна
19 ноября 2008 г. 5. Каир. Лекция 2-я
среда ст.н.с. Дюбанова Ирина Валерьевна
Столица Арабской Республики Египет – Каир – город-музей, в котором сосредоточены величайшие памятники, созданные на протяжении тысячелетий. Самые известные из них – пирамиды, еще в древности они были названы первыми из семи чудес света. Эти удивительные сооружения, так же как и экспонаты богатейшего Каирского археологического музея, позволяют нам прикоснуться к тайнам древнеегипетской цивилизации. Не менее интересен Каир и своей арабской архитектурой. Это средневековые мечети и мавзолеи, цитадель Салах ад-Дина, вокруг которых сейчас раскинулся огромный современный город – красочный и шумный, как и все восточные города
20 ноября 2008 г. 6. Города-музеи Южной Турции
четверг ст.н.с. Дюбанова Ирина Валерьевна
2-3 тысячи лет назад Малая Азия была оживленным перекрестком множества дорог. Здесь жили разные народы, в том числе древние греки. Греческие города южного побережья Малой Азии были богатыми и могли гордиться великолепными архитектурными сооружениями: храмами, библиотеками, театрами. Эти города считались родиной знаменитых мудрецов, а значит и родиной греческой науки. А сейчас эта земля, которую в древности называли прекрасным земным раем, является местом паломничества любителей древностей и излюбленным местом отдыха многочисленных туристов.
9 декабря 2008 г. 7. Византий – Константинополь – Стамбул. Лекция 1-я
вторник ст.н.с. Давыдова Людмила Ивановна
10 декабря 2008 г. 8. Византий – Константинополь – Стамбул. Лекция 2-я
среда ст.н.с. Давыдова Людмила Ивановна
Стамбул – расположенный на двух континентах и известный первоначально как Византий, а затем Константинополь – это город, в котором культурное наследие языческой и христианской Европы соседствует с мусульманским искусством Востока. В лекциях будут представлены памятники искусства великих цивилизаций прошлого – античной и византийской, а также лучшие образцы мусульманской архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
11 декабря 2008 г. 9. Салоники
четверг ст.н.с. Давыдова Людмила Ивановна
Греческий город Салоники, столица древней Македонии, связан с великими именами прошлого. Александр Македонский, Цицерон, Апостол Павел, Святые Димитрий Солунский, Кирилл и Мефодий, Григорий Палама и многие другие оставили глубокий след в мировой истории и культуре. О их деяниях, о памятниках, хранящихся в музеях Салоник, об открытии в Виргине гробницы Филиппа II, отца Александра Македонского, рассказывается в этой лекции
21 апреля 2009 г. Искусство Романтизма
вторник 10:00 13. «Романтическая битва» во Франции
н.с. Трусова Полина Александровна
Романтизм, особое явление европейской культуры, возник как продолжение и одновременно реакция на мировоззрение эпохи Просвещения. Начало 19 века было ознаменовано возникновением нового взгляда на мироздание, появлением особого интереса к духовному миру человека. Исторические и культурные предпосылки романтизма, характерные особенности этого явления, непримиримая борьба, которую вели сторонники старого искусства и провозвестники нового, - основные вопросы лекции.
12:00 14. Романтизм в русской живописи
ст.н.с. Снеговская Виктория Яковлевна
Становление романтизма в России происходило в рамках академической школы живописи. Официально признанные художники, такие как О.А.Кипренский, К.П.Брюллов, гармонично сочетали в своем творчестве заветы классицизма и романтизма.
22 апреля 2009 г. Художник лицом к жизни
среда 10:00 15. Франция: от реализма к импрессионизму
н.с. Трусова Полина Александровна
Вторая половина 19 века во Франции ознаменована стремительным развитием искусства вне стен Академии изящных искусств и официального Салона. Не взирая на предписания официальных художественных институтов, многие молодые художники обращают свой взор на мир вокруг, непритязательную красоту окружающей природы, быт простых людей, их тяготы и заботы. Новое искусство с трудом завоевывает понимание со стороны широкого круга зрителей. И история новой живописи – это история борьбы за право на существование в художественном мире.
12:00 16. Реализм в России. Товарищество передвижных художественных выставок
ст.н.с. Снеговская Виктория Яковлевна
С середины 19 века в России происходит становление реалистического направления в искусстве. Значительную роль в этом процессе сыграло Товарищество передвижных художественных выставок, творческое объединение, участники которого, «передвижники», противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления
23 апреля 2009 г. Искусство авангарда
четверг 10:00 17. Европейский авангард
н.с. Трусова Полина Александровна
Термин «авангард» используется как обобщающее понятие для художественных течений, возникших в европейском искусстве на рубеже 19 – 20 веков. Искусство европейского авангарда, отразившее сложный образ своей эпохи, с одной стороны отвергает классические основы живописи предшествующих веков, а с другой стороны, заимствуя многое из наследия старых мастеров, вступает с классическим искусством в своеобразный диалог.
12:00 18. Русский авангард
ст.н.с. Снеговская Виктория Яковлевна
В начале 20 века в России возникает ряд художественных явлений, традиционно объединяемых понятием «русский авангард». Различные по теоретической основе и художественному воплощению, эти явления характеризует решительный разрыв с академическими традициями и искусством стиля ар-нуво. Поиски русских художников-авангардистов являются равнозначной параллелью европейскому авангарду. В России и в Европе в начале 20 века происходит стремительное развитие искусства, закладываются основы искусства 20 и 21 вв.
17 марта 2009 г. Церковь и дворец в архитектуре барокко
вторник 10:00 7. Европейское зодчество эпохи барокко
ст.н.с. Торшина Людмила Евгеньевна
Стиль барокко стал отражением мировоззрения эпохи, пришедшей на смену Ренессансу. Этот стиль был призван прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви. Но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, его безграничности, многообразии, изменчивости и месте человека в нем. В эпоху барокко на первый план выходит проблема синтеза искусств, когда в одном ансамбле единое целое составляют архитектура, живопись и скульптура. Яркими примерами нового искусства стали культовые и светские постройки Италии, Франции и других европейских стран.
12:00 8. Архитектура барокко в России
ст.н.с. Родионова Галина Викторовна
В 18 веке русское искусство становится открытым для европейских влияний, и новейшие явления в европейской культуре находят свое отражение в культуре России, тесно переплетаясь с местными традициями. Так и искусство барокко трансформируется на русской почве в своеобычный вариант, получивший название «русское барокко». Семнадцатый век в Европе нередко называют эпохой барокко, в России «эпоха барокко» - это век восемнадцатый, время расцвета новой столицы – Санкт-Петербурга.
18 марта 2009 г. Человек Нового времени
среда 10:00 9. Портрет в европейской живописи 16 – 18 вв.
ст.н.с. Торшина Людмила Евгеньевна
В искусстве портрета наиболее ярко отражается характерное для конкретной эпохи видение человеком себя и своего места в мире. Образ человека Нового времени предстает в творчестве крупнейших портретистов 16-18 веков. На примере работ Леонардо да Винчи, Тициана, Халса, Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Фуке, Гейнсборо и других мастеров Западной Европы в лекции рассматривается основная проблематика и типология портрета Нового времени.
12:00 10. Вступление в европейскую культуру. Искусство портрета в России 18 века
ст.н.с. Родионова Галина Викторовна
Распространение традиций европейской живописи в России 18 века происходило, прежде всего, в жанре портрета. Вслед за приглашенными иностранными художниками начинают работать русские мастера, составившие славу русской живописи 18 столетия - А.Матвеев, И.Никитин, А.Антропов, И.Вишняков, Г.Грот, И.Аргунов, А.Лосенко, Д.Левицкий, Ф.Рокотов и другие.
19 марта 2009 г. Век Разума
четверг 10:00 11. Французский классицизм эпохи Просвещения
ст.н.с. Торшина Людмила Евгеньевна
Эпоха Просвещения во Франции проходит под знаменем философии знаменитых французских мыслителей: Вольтера, Руссо, Гельвеция, Монтескье, Дидро. 18 век – это время безграничной веры в человеческий разум, в возможность построить совершенное общество на разумных основаниях. Новые представления о мире, о человеке, о социуме находят отражение в творчестве передовых художников времени: архитектора Леду и Суффло, скульпторов Фальконе и Гудона, живописцев Шардена, Грёза и многих других.
12:00 12. Русский классицизм времени Екатерины II
ст.н.с. Родионова Галина Викторовна
Традиции европейской философии Просвещения нашли продолжение в трудах русских философов-просветителей Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева и других. Вторую половину 18 века традиционно называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. В это время происходит становление и расцвет русского классицизма, наиболее яркими представителями которого являются выдающиеся мастера: архитекторы Дж.Кваренги, И.Старов, Ч.Камерон, живописцы А.Лосенко, Д.Левицкий, Ф.Рокотов, скульптор Ф.Шубин и другие.
Абонемент 4
ПО ГОРОДАМ И МУЗЕЯМ МИРА
Цикл лекций приглашает слушателей в путешествие по городам, внесшим значительный вклад в развитие мировой художественной культуры. Это знаменитые города мира, прославленные своими музеями, творениями великих архитекторов, живописцев и скульпторов, своеобразием культурной среды.
Программа цикла рассчитана на широкую аудиторию взрослых слушателей.
Начало лекций в 16 часов
7 октября 2008 г. 1. Пекин и окрестности
вторник ст.н.с. Меньшикова Мария Львовна
Лекция посвящена современной столице Китая – городу, основанному в древности и имеющему долгую и славную историю. Столицей Поднебесной Пекин окончательно стал в период правления династии Мин, с 1420 года. В XV веке здесь были построены знаменитые комплексы так называемого Запретного города и Храма Неба, которые являются классическими памятниками китайской архитектуры. К тому же времени относится и планировка городской застройки. Дворцы и парки окрестностей Пекина – Ихэюань, Юаньминюань – отражают высокое искусство создателей загородных резиденций китайских императоров.
8 октября 2008 г. 2. Сиань (Чанъань) и Терракотовая армия, Лоян и пещеры Лунмэнь
среда ст.н.с. Меньшикова Мария Львовна
Современный город Сиань (Чанъань) на протяжении 14 веков являлся столицей Китая. Здесь располагалась резиденция первого императора Шихуан из династии Цинь (221-206 гг. до н.э.), и было создано его грандиозное захоронение. Раскопанная археологами «Терракотовая армия» воинов, сопровождавших правителя Поднебесной в загробный мир, стала одной из сенсаций последних десятилетий. Город Чанъань оставался столицей и в период расцвета страны, в эпоху Тан (618-907 гг.).
Лоян, как и Чанъань, длительное время был столицей государства. В окрестностях города, на берегу реки, находятся знаменитые буддийские скульптурные храмы Лунмэнь, созданные в I тысячелетии нашей эры. Огромные вырубленные в скале изображения Будд достигают двадцати метров
9 октября 2008 г. 3. Ханчжоу, Сучжоу, Шанхай. Города, сады, музеи
четверг ст.н.с. Меньшикова Мария Львовна
Лежащий на юге Китая Ханчжоу в течение продолжительного времени был столицей страны. Он знаменит своими буддийскими монастырями и пагодами. Расположенный вокруг огромного искусственного водоема, этот город является «китайской Венецией», излюбленным местом отдыха китайцев на протяжении восьми с лишним столетий.
Сучжоу – город классических китайских садов. Искусно вписанные в природу, облагороженную руками человека, они были частью больших усадеб знати. Сучжоу является и родиной китайского шелкоткачества.
Шанхай – сравнительно молодой город, порт, открытый для иностранцев с конца XIX века. Его облик сложился в 1920-х – 30-х гг. под влиянием европейского зодчества. Сегодня это современный развивающийся мегаполис, чья архитектура из стекла и металла отличается новаторским характером, а небоскребы принадлежат к высочайшим в мире
18 ноября 2008 г. 4. Каир. Лекция 1-я
вторник ст.н.с. Дюбанова Ирина Валерьевна
19 ноября 2008 г. 5. Каир. Лекция 2-я
среда ст.н.с. Дюбанова Ирина Валерьевна
Столица Арабской Республики Египет – Каир – город-музей, в котором сосредоточены величайшие памятники, созданные на протяжении тысячелетий. Самые известные из них – пирамиды, еще в древности они были названы первыми из семи чудес света. Эти удивительные сооружения, так же как и экспонаты богатейшего Каирского археологического музея, позволяют нам прикоснуться к тайнам древнеегипетской цивилизации. Не менее интересен Каир и своей арабской архитектурой. Это средневековые мечети и мавзолеи, цитадель Салах ад-Дина, вокруг которых сейчас раскинулся огромный современный город – красочный и шумный, как и все восточные города
20 ноября 2008 г. 6. Города-музеи Южной Турции
четверг ст.н.с. Дюбанова Ирина Валерьевна
2-3 тысячи лет назад Малая Азия была оживленным перекрестком множества дорог. Здесь жили разные народы, в том числе древние греки. Греческие города южного побережья Малой Азии были богатыми и могли гордиться великолепными архитектурными сооружениями: храмами, библиотеками, театрами. Эти города считались родиной знаменитых мудрецов, а значит и родиной греческой науки. А сейчас эта земля, которую в древности называли прекрасным земным раем, является местом паломничества любителей древностей и излюбленным местом отдыха многочисленных туристов.
9 декабря 2008 г. 7. Византий – Константинополь – Стамбул. Лекция 1-я
вторник ст.н.с. Давыдова Людмила Ивановна
10 декабря 2008 г. 8. Византий – Константинополь – Стамбул. Лекция 2-я
среда ст.н.с. Давыдова Людмила Ивановна
Стамбул – расположенный на двух континентах и известный первоначально как Византий, а затем Константинополь – это город, в котором культурное наследие языческой и христианской Европы соседствует с мусульманским искусством Востока. В лекциях будут представлены памятники искусства великих цивилизаций прошлого – античной и византийской, а также лучшие образцы мусульманской архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
11 декабря 2008 г. 9. Салоники
четверг ст.н.с. Давыдова Людмила Ивановна
Греческий город Салоники, столица древней Македонии, связан с великими именами прошлого. Александр Македонский, Цицерон, Апостол Павел, Святые Димитрий Солунский, Кирилл и Мефодий, Григорий Палама и многие другие оставили глубокий след в мировой истории и культуре. О их деяниях, о памятниках, хранящихся в музеях Салоник, об открытии в Виргине гробницы Филиппа II, отца Александра Македонского, рассказывается в этой лекции
Абонемент 7
ЕВРОПА И РОССИЯ. ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРЕКРЕСТКИ
Из многовековой истории искусства выбран ряд узловых периодов или явлений, которые дают повод для сопоставлений, позволяя выявить как определенную общность западной и русской культур, так и специфику каждой из них. Цикл состоит из 18 лекций, разбитых на 9 пар, каждая из которых имеет свою тему. Первая лекция в паре посвящена искусству Европы, в ней дается общая характеристика того или иного явления, намечается его основная проблематика, на которую можно опираться при рассмотрении проблем, связанных с русской художественной культурой.
Программа цикла рассчитана на широкую аудиторию взрослых слушателей.
17 февраля 2009 г. Христианский храм
вторник 10:00 1. Средневековый собор в Европе
н.с. Эцина Елена Ильинична
Христианское искусство Запада и России имеет общие истоки, но пути его развития различны. В образе храма наиболее ярко предстает общее и особенное западной и восточной церквей христианской религии. В первой лекции этой пары рассматривается концепция католического храма в целом и ее конкретная реализация в романской и готической архитектуре на примере памятников Италии, Франции, Германии и Англии 11 – 15 вв.
12:00 2. Храм в Древней Руси
ст.н.с. Климовцева Елена Сергеевна
Древнерусский храм – центр православия. С утверждением христианства на Руси была принята и церковная культура, пришедшая из Византии. Восточная ветвь христианства получила особое развитие на русской земле. Древнерусский храм, его идея и воплощение, его архитектура и убранство, его роль в жизни и культуре общества – основные вопросы второй лекции.
18 февраля 2009 г. Живопись на стенах
среда 10:00 3. Ранняя итальянская фреска
н.с. Эцина Елена Ильинична
Неотъемлемая часть христианской культуры – визуальные образы, в том числе претворенные в жизнь мастерством художников-живописцев. Становление и развитие монументальной живописи в Италии имеет свою историю и традиции, что прослеживается в лекции на примере фресковых циклов мастеров Проторенессанса и Раннего Возрождения.
12:00 4. Древнерусские мозаики и фрески
ст.н.с. Климовцева Елена Сергеевна
Монументальная живопись возникла на Руси с появлением христианства. Византийские традиции, обогащенные своеобразием русской национальной культуры, нашли выражение в знаменитых мозаичных и фресковых ансамблях древнерусских храмов.
19 февраля 2009 г. Живопись на досках
четверг 10:00 5. Европейские «примитивы»
н.с. Эцина Елена Ильинична
Термин «примитивы» традиционно используется для обозначения европейской станковой живописи 14-15 вв., когда параллельно с развитием монументальной росписи происходит формирование станковой картины. Пионерами в этом виде искусства стали мастера Италии, Нидерландов, Франции и Германии.
12:00 6. Древнерусская иконопись
ст.н.с. Климовцева Елена Сергеевна
Иконопись, как и монументальная живопись, приходит в Древнюю Русь из Византии. «Умозрением в красках» называют этот вид искусства, получивший на Руси неповторимое развитие в творчестве выдающихся мастеров, создавших несколько иконописных школ.
20 ноября 2008 г. 3. Абстракция versus новая фигуративность: искусство 1910-х – 1930-х годов
четверг н.с. Балан Михаил Витальевич
Авангард начала столетия шаг за шагом отказывается от классического определения искусства как подражания реальности. Итогом стало появление абстрактной (нефигуративной) живописи, утратившей (в отличие от коллажа) последние связи с миром объектов. Однако, едва возникнув, абстракция обнаружила жесткие ограничения, удержаться в рамках которых удалось немногим. Реакцией на нее стало новое обращение к фигуративности – «неоклассицизм» Матисса и Пикассо, итальянская метафизическая живопись, немецкая «Новая вещественность», наконец – сюрреализм, ставший в 1920-30-е годы самым влиятельным интернациональным художественным течением.
9 декабря 2008 г. 4. Искусство как объект: 1950-1960-е
вторник ст.н.с. Озерков Дмитрий Юрьевич
Послевоенная эпоха обратилась к художнику как к создателю материальных объектов, способных взять на себя роль статусной репрезентации владельца и аккумуляции его финансовых вложений. Лекция предлагает взглянуть на искусство послевоенной Европы как на серию объектов, обслуживающих разные социальные и художественные идеологии, такие как капитализм, социализм, концептуализм и пр. Быть художником после Второй мировой войны значило создавать произведения - от поэтически совершенных как скульптуры Бранкузи до псевдо-"серьезных" как поп-объекты Клэса Олденбурга.
10 декабря 2008 г. 5. Искусство как процесс: 1970-1990-е
среда ст.н.с. Озерков Дмитрий Юрьевич
После смерти объекта и полного торжества механической воспроизводимости искусство ставит на первое место процесс создания объектов, а не результат. Интересен художник сам по себе как уникальная личность, как шоумен и ньюсмейкер. Фильм о Поллоке, разбрызгивающем краску над холстом, интереснее самих его полотен. На лекции будет рассмотрено, как зритель становится непосредственным участником художественного процесса и как индивидуальному перформансу - от Бойса до Кулика - вторят "Коллективные действия" и "Фабрика" Энди Уорхола
11 декабря 2008 г. 6. Искусство как проект: 21 век
четверг ст.н.с. Озерков Дмитрий Юрьевич
Современное искусство - это гигантский проект из нескольких составляющих: идей художника, воли галериста, денег коллекционера. Художественный мир четко структурирован во времени (календарь художественных ярмарок) и пространстве (арт-центры), выстроен по шкале ценностей (от крупных музеев до неисчислимых арт-лавок) и оформлен финансово (крупные галереи и аукционные дома). Проект передвигается по миру, сопровождаемый миграцией арт-тусовки. Лекция предлагает рассмотреть основные составляющие элементы современного арт-проекта и проанализировать их эволюцию.
Абонемент 5
ИСКУССТВО XX ВЕКА
Выражение «современное искусство», которым мы по привычке пользуемся, подразумевает разные смыслы. Оно, как известно, вбирает в себя значения английских терминов modern art (т.е. «новое искусство», уже ушедшее в прошлое) и contemporary art (русским эквивалентом которого все чаще становится «актуальное искусство»). Именно так можно обозначить проблемное поле предлагаемого цикла лекций. Поле это поистине необъятно. Уже в конце позапрошлого, XIX столетия художественный процесс приобрел невиданную ранее плотность и насыщенность; даже в пределах короткого временного отрезка «современное искусство» - всегда сложная целостность, всегда – полифония, совмещающая разные векторы развития. Более того, это область, в которой даже сложившиеся оценки и приоритеты обречены на постоянный пересмотр. Это касается не только действительно актуального, сегодняшнего творчества, но и таких бесспорных классиков как Матисс, Бекман или Поллок – именно потому, что наша современность не утратила связи с ними и заставляет рассматривать их в своем меняющемся контексте. Речь поэтому идет не об академической истории искусства и даже не о подробной характеристике главных художественных явлений XX-XXI века. Цель предлагаемого цикла скорее заключается в том, чтобы проследить основные концепции и линии развития, основные «голоса» и «темы» в полифонии «современного искусства».
Программа цикла рассчитана на широкую аудиторию взрослых слушателей.
Начало лекций в 10 часов
18 ноября 2008 г. 1. Эмоция, экспрессия, спонтанность. Первые направления XX столетия
вторник н.с. Балан Михаил Витальевич
Фовизм и экспрессионизм, возникшие практически синхронно во Франции и Германии, отмечают начало «некалендарного» XX века в европейском искусстве. Различие названий обманчиво – на самом деле перед нами варианты одной и той же художественной тенденции. Оба течения ценят выразительность выше верности натуре; оба видят в произведении средство эмоциональной коммуникации и форсируют отношения «художник-зритель». Оба в той или иной степени апеллируют к идее спонтанности творчества, предпочитая непосредственность высказывания «сделанности» произведения. Вырастая из девятнадцатого столетия (Ван Гог, Мунк), фовизм и экспрессионизм в то же время определяют один из векторов развития всего современного искусства.
19 ноября 2008 г. 2. Конструкция, рефлексия, игра: от Сезанна до «дада»
среда н.с. Балан Михаил Витальевич
1900-е годы стали временем растущей популярности Сезанна. В «отшельнике из Экса» видят мастера «размышления с кистью в руке», художника, выявляющего конструкцию реальности и воплощающего ее в структуре живописного полотна. Но уже в начале столетия сезанновские конструктивность и рациональность претерпевают парадоксальные метаморфозы. Эволюция кубизма ведет к расчленению и пересозданию видимой реальности; картина становится, по словам Пикассо, итогом ряда разрушений. «Размышление с кистью в руке» оборачивается рефлексией о средствах самого искусства. В начале 1910-х годов кубисты, футуристы, чуть позже – дадаисты – приходят к принципу коллажа как синтетической конструкции, основанной на игре с разнородными материалами, знаками и изобразительными приемами.
20 ноября 2008 г. 3. Абстракция versus новая фигуративность: искусство 1910-х – 1930-х годов
четверг н.с. Балан Михаил Витальевич
Авангард начала столетия шаг за шагом отказывается от классического определения искусства как подражания реальности. Итогом стало появление абстрактной (нефигуративной) живописи, утратившей (в отличие от коллажа) последние связи с миром объектов. Однако, едва возникнув, абстракция обнаружила жесткие ограничения, удержаться в рамках которых удалось немногим. Реакцией на нее стало новое обращение к фигуративности – «неоклассицизм» Матисса и Пикассо, итальянская метафизическая живопись, немецкая «Новая вещественность», наконец – сюрреализм, ставший в 1920-30-е годы самым влиятельным интернациональным художественным течением.
9 декабря 2008 г. 4. Искусство как объект: 1950-1960-е
вторник ст.н.с. Озерков Дмитрий Юрьевич
Послевоенная эпоха обратилась к художнику как к создателю материальных объектов, способных взять на себя роль статусной репрезентации владельца и аккумуляции его финансовых вложений. Лекция предлагает взглянуть на искусство послевоенной Европы как на серию объектов, обслуживающих разные социальные и художественные идеологии, такие как капитализм, социализм, концептуализм и пр. Быть художником после Второй мировой войны значило создавать произведения - от поэтически совершенных как скульптуры Бранкузи до псевдо-"серьезных" как поп-объекты Клэса Олденбурга.
10 декабря 2008 г. 5. Искусство как процесс: 1970-1990-е
среда ст.н.с. Озерков Дмитрий Юрьевич
После смерти объекта и полного торжества механической воспроизводимости искусство ставит на первое место процесс создания объектов, а не результат. Интересен художник сам по себе как уникальная личность, как шоумен и ньюсмейкер. Фильм о Поллоке, разбрызгивающем краску над холстом, интереснее самих его полотен. На лекции будет рассмотрено, как зритель становится непосредственным участником художественного процесса и как индивидуальному перформансу - от Бойса до Кулика - вторят "Коллективные действия" и "Фабрика" Энди Уорхола
11 декабря 2008 г. 6. Искусство как проект: 21 век
четверг ст.н.с. Озерков Дмитрий Юрьевич
Современное искусство - это гигантский проект из нескольких составляющих: идей художника, воли галериста, денег коллекционера. Художественный мир четко структурирован во времени (календарь художественных ярмарок) и пространстве (арт-центры), выстроен по шкале ценностей (от крупных музеев до неисчислимых арт-лавок) и оформлен финансово (крупные галереи и аукционные дома). Проект передвигается по миру, сопровождаемый миграцией арт-тусовки. Лекция предлагает рассмотреть основные составляющие элементы современного арт-проекта и проанализировать их эволюцию.
Абонемент 6
ИСКУССТВО XX ВЕКА
Выражение «современное искусство», которым мы по привычке пользуемся, подразумевает разные смыслы. Оно, как известно, вбирает в себя значения английских терминов modern art (т.е. «новое искусство», уже ушедшее в прошлое) и contemporary art (русским эквивалентом которого все чаще становится «актуальное искусство»). Именно так можно обозначить проблемное поле предлагаемого цикла лекций. Поле это поистине необъятно. Уже в конце позапрошлого, XIX столетия художественный процесс приобрел невиданную ранее плотность и насыщенность; даже в пределах короткого временного отрезка «современное искусство» - всегда сложная целостность, всегда – полифония, совмещающая разные векторы развития. Более того, это область, в которой даже сложившиеся оценки и приоритеты обречены на постоянный пересмотр. Это касается не только действительно актуального, сегодняшнего творчества, но и таких бесспорных классиков как Матисс, Бекман или Поллок – именно потому, что наша современность не утратила связи с ними и заставляет рассматривать их в своем меняющемся контексте. Речь поэтому идет не об академической истории искусства и даже не о подробной характеристике главных художественных явлений XX-XXI века. Цель предлагаемого цикла скорее заключается в том, чтобы проследить основные концепции и линии развития, основные «голоса» и «темы» в полифонии «современного искусства».
Программа цикла рассчитана на широкую аудиторию взрослых слушателей.
Начало лекций в 14 часов
18 ноября 2008 г. 1. Эмоция, экспрессия, спонтанность. Первые направления XX столетия
вторник н.с. Балан Михаил Витальевич
Фовизм и экспрессионизм, возникшие практически синхронно во Франции и Германии, отмечают начало «некалендарного» XX века в европейском искусстве. Различие названий обманчиво – на самом деле перед нами варианты одной и той же художественной тенденции. Оба течения ценят выразительность выше верности натуре; оба видят в произведении средство эмоциональной коммуникации и форсируют отношения «художник-зритель». Оба в той или иной степени апеллируют к идее спонтанности творчества, предпочитая непосредственность высказывания «сделанности» произведения. Вырастая из девятнадцатого столетия (Ван Гог, Мунк), фовизм и экспрессионизм в то же время определяют один из векторов развития всего современного искусства.
19 ноября 2008 г. 2. Конструкция, рефлексия, игра: от Сезанна до «дада»
среда н.с. Балан Михаил Витальевич
1900-е годы стали временем растущей популярности Сезанна. В «отшельнике из Экса» видят мастера «размышления с кистью в руке», художника, выявляющего конструкцию реальности и воплощающего ее в структуре живописного полотна. Но уже в начале столетия сезанновские конструктивность и рациональность претерпевают парадоксальные метаморфозы. Эволюция кубизма ведет к расчленению и пересозданию видимой реальности; картина становится, по словам Пикассо, итогом ряда разрушений. «Размышление с кистью в руке» оборачивается рефлексией о средствах самого искусства. В начале 1910-х годов кубисты, футуристы, чуть позже – дадаисты – приходят к принципу коллажа как синтетической конструкции, основанной на игре с разнородными материалами, знаками и изобразительными приемами.