Приглашаем Вас в Национальную художественную галерею «Хазинэ» 19 декабря 2008 г. в 16.00 на открытие выставки творческого объединения «Чингисхан».
Творческая группа татарских художников из Уфы «Чингисхан» - яркое и неоднозначное явление в российском искусстве рубежа XX-XXI веков.
Возникшая в постперестроечные годы на волне информационной открытости, группа органично адаптировала к местной почве художественные новации западного концептуализма и деяния современного поп-арта, наполнив их живой энергией этнонационального чувства.
Как для древнего степняка Чингисхана преодоление континентальных границ было принципом завладения миром, так для членов арт-группы постоянное расширение границ собственного творческого опыта - принцип самоутверждения в искусстве. Творческое кредо группы -настойчивое преодоление стереотипов зрительского восприятия в творческом процессе-эксперименте. Многоликость авторских стилей внутри творческого единства «Чингисхана» выступает как проявление приоритета творческой свободы каждого члена группы при взаимном интересе всех к общей идее.
Путь продвижения творческой мысли художника из глубин этнической памяти к формам сегодняшнего духовного самоопределения - у каждого свой.
Наиль Латфуллин - духовный лидер группы, безвременно ушедший из жизни, остался для «чингисхановцев» эталоном творческой цельности и честности. Его работы экспрессивны и монументальны, живописная материя своей цветоносностью напоминает у него «дикую красочность» древних языческих ритуалов.
Василь Ханнанов неустанно экспериментирует с фактурами текстильных материалов, ощущая полотно как живую субстанцию, способную чутко запечатлевать творческую энергию. В абсолютизации им артистического жеста художника как носителя эстетической информации чувствуется отголосок древнего шаманизма.
Наиль Байбурин - художник, поэт, сценарист, режиссер. Независимо от избранной автором художественной технологии - перфоманс, инсталляция, скульптурное или живописное произведение - Байбурину удается мифологизировать любое явление, создавая из повседневных реалий многоаспектный символ-миф.
Работы Рафаэля Муратшина глубоко «восточны» не по внешнему, а по внутреннему языковому признаку - медитативности и самодостаточности. Созерцание у художника выступает как принцип созидания.
Восточная созерцательность, помноженная на европеизированный эстетизм, характерны для живописи Рината Харисова и Расиха Ахметвалиева. Каждый из этих двух авторов синтезирует восточную и западную эстетики по-своему. Если «французский» пуантилизм манеры Харисова органично врос в глубоко национальное колористическое чувство, с характерной для восточного мироощущения насыщенностью цветового пространства и орнаментализацией, то «миражная» живопись Ахметвалиева впитала в себя французскую виртуозность мазка, помноженную на манерность пластической формы.
Ильдар Ахметвалиев, обретя опору на европейском культурном слое, использовал его как основу для личного узора собственной пластической фактуры. Созданные им абстрактные холсты, заполненные по ковровому принципу, приводят к рождению образов со многими культурными кодами.
В целом, «Чингисхан» - это яркий, напористый, неповторимый стиль живописи. Разных по творческой манере, способу художественного мышления мастеров объединяет высокий уровень профессионализма и особенная содержательная наполненность, что делает их творчество значимым явлением в контексте современного искусства. На выставке представлено около 150 творческих работ из музейных и частных собраний Татарстана, Башкортостана, России.
Адрес: Казань, Кремль, Музейный комплекс «Хазинэ», 3-й подъезд, Национальная художественная галерея «Хазинэ»
Тел. 567-80-43, 567-80-58