Передвижник архитектуры

Перепечатка... Но тема настолько актуальна сегодня, особенно для Казани, что не могла не опубликовать эту статью.

>> Елена Сунгатова

К 100-летию со дня рождения инженера Э.М.Генделя

Архитектура изначально несет с собой ощущение капитальности, устойчивости. Здания всегда являлись словно продолжением Земли, вселяя в человека чувство уверенности, спокойствия, защищенности от природных и общественных катаклизмов. При этом незыблемость архитектуры всегда опиралась не только на земную твердь, но и на основательные, капитальные знания зодчих, их способности к проектированию и строительству недвижимости. (Современные сооружения-трансформеры с их динамикой и кинематикой возможно должны еще отстоять свое право называться архитектурой).

Между тем, жизнь полна парадоксов, и порою, чтобы доказать свою незыблемость, архитектура вынуждена передвигаться. И главной ее опорой в этом случае становятся инженерные знания и способности человека.

100-летний юбилей со дня рождения Эммануила Матвеевича Генделя, "капитального инженера*" и "архитектурного передвижника" - повод вспомнить о давней и недавней истории движения зданий и сооружений.

*Термин принадлежит одному из сослуживцев Э.М.Генделя, отметившему основательность его технических знаний и подхода к проведению работ.


Более емкое определение жизни и деятельности Э.М.Генделя, наверное, содержит слово "подвижник", поскольку люди такого склада движут в том числе историю, отдавая любимому делу - своему призванию - всю жизнь, не щадя себя, а порой и своих близких. Их работа становится смыслом жизни, поглощая все время и силы, данные природой, направляя мысли и чувства на совершенствование своего дела. Именно таким этот человек предстает сегодня в воспоминаниях очевидцев и участников минувших событий. Э.М.Гендель сделал свой выбор, когда в 1920 г. приехал поступать в МВТУ. Потом свой выбор сделала судьба, и перемещение зданий стало основным занятием молодого советского инженера. 

Помимо целей физического сохранения ценных сооружений и сопутствующего спортивного азарта в соревновании с другими странами движение архитектуры доказывает возможность корректировки градостроительных решений, а также исправления больших архитектурно-строительных ошибок или неудач. Впрочем, здания могут не только уходить со своего места, но и возвращаться на него… Инженер Э.М.Гендель содействовал и тому, и другому.

О передвижках архитектурных сооружений известно многое. В том числе, о далекой предыстории, когда в 1455 г. Аристотель Фьораванти перенес колокольню церкви Санта-Мария Маджорне со всеми колоколами более чем на 10 метров. И о предыстории отечественной, когда в 1812 г. в Моршанске местный умелец Дмитрий Петров передвинул деревянную церковь. В 1898 г. инженер И.М.Федорович провел передвижку двухэтажного кирпичного дома на Каланчевке в Москве. В 1899 г. при строительстве костела на М.Грузинской улице инженер Ростен передвинул два небольших дома. 
Но все же передвижка домов в дореволюционное время широкого распространения не получила. Эта практика возобновилась позднее, когда в 1934 г. инженер Кирлан передвинул в Макеевке каменное двухэтажное здание почты весом 1300 тонн. Предварительно он проделал опытную передвижку небольшого одноэтажного домика весом 70 тонн. Годом позже на руднике в Кривом Роге передвинули жилое здание весом 1500 тонн на расстояние 240 м.

История не сохраняет для будущих поколений даже самое главное из жизни множества людей. Книги и журнальные статьи Э.М.Генделя сохранили кропотливый подход и детальное описание проведенных работ - свидетельство внимательнейшего отношения к делу. Сегодня специалисты в технических подробностях могут восстановить инженерный опыт знаменитых передвижек архитектурных сооружений. А архитекторы - оценить масштабы, маршруты и градостроительные эффекты этой деятельности.

Первый дом по проекту и под руководством Э.М.Генделя был передвинут на 25 метров в октябре 1935-го, всего за 25 (по другим сведениям - за 36) дней - "к ноябрьским праздникам". В Москве с Тверской улицы на 2-ю Брестскую переносили трамвайные пути с одновременной пробивкой проезда на Садовое кольцо. Работам мешала фидерная подстанция - небольшое двухэтажное здание весом всего в 320 тонн. Эту "пробную" передвижку выполнил Метрострой. 

В середине 1936 г. была создана специализированная контора, куда Э.М.Гендель перешел из Метростроя вместе с другими специалистами и рабочими, уже проверившими свои силы в новом деле. Отрабатывая технологию, испытывая оснастку и оборудование, они переместили шесть небольших кирпичных зданий. В январе 1937 г. - домик Апрелевского завода грампластинок (Московская область) весом в 690 тонн, а затем - пять небольших строений, мешавших спрямлению русла Москвы-реки в районе Серебряного Бора. Здесь специалисты конторы осваивали такие "маневры" как изменение направления движения и развороты зданий. 
Контору вскоре преобразовали в "Трест по передвижке и разборке зданий" под управлением И.Т.Иванова. Ее главным инженером и стал Э.М.Гендель. Первое серьезное испытание - передвижка дома №77 по улице Осипенко. Было решено часть дома длиной 88 м передвинуть и развернуть на 19 градусов. Конструктивная жесткость здания не была надежной, тем не менее, главный инженер треста решил передвигать дом. Несмотря на обвинения в авантюризме, Э.М.Гендель стоял на своем, и остальные специалисты его поддержали. Дом двигали без отселения людей, продолжали работать все инженерные системы здания: электроснабжение, водопровод, канализация, телефон. Операция прошла успешно.

Следующая передвижка была не менее серьезным испытанием для треста. При реализации Генерального плана реконструкции Москвы оказалось, что многие дома выступают за красные линии. Часть домов уничтожили, но некоторые уцелели. Строение № 24 (бывшее Саввинское подворье) по улице Горького (ныне Тверская) весило около 23 тысяч тонн, это и стало едва ли не решающим обстоятельством, спасшим дом от сноса, поскольку в Америке к середине 1930-х гг. самым большим перемещенным зданием была 8-этажная телефонная станция в Индианаполисе, весившая "всего" 11 тысяч тонн. Жильцы, зная, что их дом передвинут, волновались и просили предупредить о начале передвижки, чтобы успеть переселиться к родственникам. Но по воспоминаниям Э.М.Генделя, им сознательно указывали неверные сроки. Ночью 4 марта 1939 г. в 2 часа 03 минуты 20-тонная лебедка плавно сняла дом и покатила его на новое место. Все инженерные коммуникации были присоединены к зданию с помощью гибких временных связей. Дом действительно передвигался очень плавно, и многие жильцы узнали об этом путешествии лишь утром. 

Еще более впечатляющей была передвижка в 1940 г. здания Московской глазной больницы на улице Горького весом 13,3 тысяч тонн, построенного в XVIII в. архитектором М.Ф.Казаковым. Здание было передвинуто на 93,36 м, сначала с поворотом на 97 градусов, а потом в диагональном направлении. В завершение была проведена надвижка здания на заранее возведенный 1-й этаж. 

Все передвижки, конечно, представляли собой грандиозное зрелище, хотя значительная часть работ велась ночью. В 1941 г. на улице Горького под руководством Э.М.Генделя было передвинуто еще четыре 3-4-этажных здания.

Значительно позже, в 1958 г. под руководством Э.М.Генделя, с линии застройки Комсомольского проспекта были вдвинуты в глубину квартала два одинаковых здания. По рассказам очевидцев, работы велись так, что людей даже не тревожили, они сидели в помещениях и трудились. Технология передвижки состояла в следующем: в уровне цоколя здание подрубалось, омоноличивалось железобетонным кольцом, ставилось на катки и рельсы. Здание по каткам и рельсам двигали с помощью лебедки. Стоять позади здания было страшно - катки вылетали как из пушки. Здания были передвинуты более чем на 60 м. 
Перемещением зданий на новое место Э.М.Гендель занимался 40 лет в разных местах и разных странах вплоть до 1975 г., когда на 22 метра с одновременным подъемом - перемещение по наклонной поверхности с уклоном 7 градусов - был передвинут "Октогон", памятник московской архитектуры на Новомантулинской улице*.

Историческая фотография и план трассы передвижки 
костела XVI века на 841,1 м в г.Мост (Чехия).

Источник:http://www.architektor.ru/ai/2003/gendel_savkin.htm

Константин Савкин
Публикация подготовлена по инициативе и при технической поддержке Е.Чугуновой


Наиболее значимые проекты Эммануила Генделя

Передвижка зданий

 

1935

передвижка подстанции массой 320 тонн с Тверской на 2-ю Брестскую улицу (не сохранилась)

с 1936

главный инженер московского треста по передвижке и разборке зданий, передвинувшего только на улице Горького (Тверской) 26 зданий. В послевоенные годы восстанавливал промышленные предприятия.

1937

передвижка пятиэтажного жилого дома N 77 по Cадовнической улице в связи с перемещением трассы Садового кольца при строительстве Большого Краснохолмского моста. 88-метровый корпус, перемещённый без отселения людей, сохранился частично — угловые секции дома уничтожены взрывом бытового газа в 1967

1939  

передвижка памятника архитектуры — Саввинского подворья вглубь квартала по Тверской без отселения жильцов. Здание массой в 23 тысячи тонн (крупнейшее в мировой практике) было перемещено без отселения жильцов за одну ночь

1940

передвижка памятника архитектуры — здания Моссовета — вглубь квартала по Тверской

1940

передвижка памятника архитектуры — Глазной больницы — с Тверской в Мамоновский переулок. Cложнейшая операция с разворотом здания и надвижкой на заранее построенный первый этаж

1941

передвижки зданий на Тверской

1958

передвижка пятиэтажных зданий на Комсомольском проспекте

1975

передвижка памятника архитектуры — павильона «Октогон» — в усадьбе Студенец на Красной Пресне

Выпрямление исторических зданий

1954

выпрямление звонницы в усадьбе Большие Вязёмы (Голицыно, Московская область)

1958

выпрямление колокольни храма Иоанна Предтечи в в Толчковской слободе, Ярославль

1965

выпрямление минарета Медресе Улугбека в Самарканде

1971

укрепление Потешного дворца в Московском Кремле

1972

выпрямление минарета мечети Биби Ханум в Самарканде

1988

последняя работа Генделя — выпрямление 9-этажного здания в Большом Афанасьевском переулке, Москва