15.11.2008 — «Шедевры мусульманского искусства»

«Изобразительные ковры и каламкары мусульманского Востока»

15.11.2008 — 15.01.2009 выставка «Шедевры мусульманского искусства» Министерство культуры массовых коммуникаций Российской федерации, Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный музей искусств народов Востока, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан представляют выставку из фондов Государственного музея Востока "Шедевры мусульманского искусства".

Проект состоит их двух выставок: «Изобразительные ковры и каламкары мусульманского Востока» и «Прикладное искусство Турции конца XVIII — начала XIXв.». Шедевры мусульманского искусства На выставках вниманию зрителей предложено более ста прекрасных произведений декоративно-прикладного искусства XVII-XX веков Турции, Ирана, Индии и Восточного Туркестана. Большинство этих произведений впервые выставляется за пределами Москвы. Познакомиться с «Шедеврами мусульманского искусства» казанцы и гости столицы Татарстана смогут до 15 января 2009 г.

Выставка «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ КОВРЫ И КАЛАМКАРЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА» знакомит с одним из интереснейших явлений в искусстве мусульманского Востока – изобразительными коврами и каламкарами 17-20 вв. из собрания музея. Поскольку в декоративном искусстве мусульманских стран преобладают произведения орнаментального характера с геометрическими или растительными узорами, ковры с изобразительными мотивами не так знакомы широкому зрителю и менее изучены. Между тем, этот тип ковров имеет такую же древнюю историю, как и орнаментальные изделия. Два раздела выставки посвящены коврам и каламкарам Ирана, наиболее прославленного этими видами ремесел, третий – менее известным изобразительным коврам Синьцзяна, северо-западной провинции Китая, населенной уйгурами, исповедующими ислам. Их дополняют ковры Азербайджана и монгольской Индии, а также предметы других видов декоративно-прикладного искусства, демонстрирующие единство изобразительных тенденций во всех регионах мусульманского мира и в разных видах искусства.

Соединение на одной выставке иранского и уйгурского искусства не случайно. Несмотря на то, что эти два региона находятся на разных концах мусульманского мира, на значительном расстоянии друг от друга, взаимные влияния в искусстве этих народов прослеживаются с древних времен. В Средневековье уйгурские художники, являясь великолепными мастерами монументальной живописи, занимали важное место в художественной жизни народов Среднего Востока. Они сыграли значительную роль на начальном этапе развития тебризской художественной школы, так как привезенные в начале 14 в. в Тебриз монгольскими ильханами уйгуры стали главными распространителями влияния китайской живописи в Иране. Умело сочетая в своем творчестве традиции местного и китайского искусства, они выработали собственную манеру и стиль, во многом заложивший основы для будущего расцвета тебризской школы уже в сефевидскую эпоху.

Бурный расцвет изобразительного ковроткачества в Иране пришелся на время Сефевидов (1501-1722). Эти произведения искусства, созданные под влиянием миниатюрной живописи, переживавшей пору подъема, выделяются тонкостью рисунка и высочайшим качеством технического исполнения. Именно в это время сложились основные центры производства изобразительных ковров: Тебриз, Кашан, Исфахан, к которым позже добавился Керман. Для наиболее ранних изделий этих центров 17 – нач. 19 вв. были характерны изображения садовых цветов, ваз и животных, сцен охоты и эпизодов из персидской литературы. Большинство иранских ковров выставки относятся к рубежу 19-20 вв., когда традиционная тематика изобразительных ковров значительно обогатилась за счет копирования тиражированных изображений: книжной гравюры и фотографий. В репертуаре ткачей появились портреты современных им политических деятелей и известных исторических персонажей.

В 18-19 вв. в Иране большое распространение получили каламкары – изделия из хлопчатобумажных тканей с набойкой, дополненной росписью. Производство этих изделий носило массовый характер, их использовали как дешевую замену ковров для украшения бедных иранских домов. Традиционно тематика сюжетов на совпадала с изображениями на коврах. Ковры уйгурских мастеров в коллекции музея, собранные в ходе музейных экспедиций, показывают, что к 20 в. в изобразительных уйгурских коврах прослеживается обратное влияние иранского искусства, на этот раз опосредованное через искусство монгольской Индии. Уйгурские ковры представлены, в основном, «вазовыми» и «птичьими» типами ковров. Характерной для них является развернутая по горизонтали композиция с крупным узором. В первом случае это изображения ваз с букетами цветов, расположенные в ряд, а во втором – единичных пернатых или целых стай. Три раздела выставки, дополняя друг друга, показывают изобразительные ковры как специфическое явление в истории мусульманского искусства. Вводя в научный обиход новый фактический материал, выставка, сопровождаемая изданием каталога, показывает тесную связь этого вида искусства с историческими процессами и дает богатый материал для изучения культуры этих регионов.

Выставка «ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ТУРЦИИ КОНЦА 18 – НАЧАЛА 20 В.» приурочена к проведению года Турции в России и хронологически охватывает последний этап существования Османской империи. Такой выбор не случаен – именно развитие тенденций, заложенных в это время, в какой-то степени создало фундамент для формирования искусства новой, республиканской Турции. Османская империя - одно из крупнейших и влиятельнейших государственных образований позднего средневековья, - переживала в 18 - 19 вв. сложный и неоднозначный период своей истории. Новое время стало эпохой возвышения Европы и падения мощи мусульманских держав. Одним из следствий этих процессов стал возрастающий интерес Востока к Западу – во всяком случае, к истокам его материального благосостояния и военного могущества. В полной мере это коснулось искусства, откликнувшегося на потребности постепенно европеизирующегося общества. Однако вестернизация не смогла полностью вытеснить культурные традиции, созданные населявшими империю народами и имевшие глубокие исторические корни. Сочетание моды на все европейское и стремления сохранить и возродить черты классического стиля определило своеобразие данного периода в истории османского искусства. Представленные вещи происходят из разных районов империи, вплоть до начала 20 в. сохранявшей большую часть своей огромной территории. Элементы костюма сшиты, видимо, на Балканах; молитвенные ковры, в основном, произведены в Анатолии; керамика принадлежит мастерским Стамбула и Чанаккале (местечко на северо-западе Малой Азии); металлические предметы и деревянная подставка для книг изготовлены на Ближнем Востоке. Османское декоративно-прикладное искусство впитало в себя традиции многих народов, каждый из которых внес вклад в его развитие. 

Материал взят с сайта Министерства Культуры РТ, http://mincult.tatar.ru


Адрес: Казань, Кремль, Музейный комплекс «Хазинэ», 3-ий подъезд, Национальная художественная галерея «Хазинэ» тел:(843) 5678-043