Золотное шитье – вышивка на шелковых тканях золотыми, реже серебряными, нитями, спряденными на шелковую или льняную основу. Являясь древнейшим видом декоративно-прикладного искусства, оно имеет богатейшие традиции. Появление тканей, расшитых золотными нитями, на территории кочевой Евразии связывают с Великим шелковым путем. Археологические находки свидетельствуют о том, что золотное шитье было известно и волжским булгарам. Расцвет татарской золотной вышивки пришелся на XVIII – XIX века.
Татарское золотное шитье основано на классических приемах и технологии древнего золотного шитья и перекликается, как с восточными образцами, так и с европейскими. Тем не менее, татарское золотное шитье, безусловно, самобытно и имеет несколько направлений (стилей). Можно выделить наиболее яркие из них: вышивка казанских татар, сибирских татар, татар-мишарей, кряшен, астраханских татар.
Орнамент, композиционные решения, техника, приемы, используемые материалы, присущие татарской вышивке – все это говорит о богатейших культурных традициях татарского народа. Особую ценность представляет орнамент. Стилизованные природные мотивы в золотном шитье татар сохранили свою мифологичность, символический смысл архаичных степных, языческих изображений. Многие мотивы орнамента проникали в татарскую культуру с привозными украшениями, богатыми восточными тканями. Золотной вышивкой татары украшали одежду, головные уборы, предметы религиозного назначения, интерьер и многое другое.
Об авторе выставки: Луиза Фасхутдинова с 1994 года состоит в Союзе художников Татарстана, с 2002 года – в Союзе художников России. Окончила Казанское художественное училище, затем прошла учебу и практику в Бухаре, древнейшем центре восточного золотного шитья. В 1998 году окончила Казанский государственный университет (исторический факультет, кафедра этнографии), в 2007 году поступила в аспирантуру Института истории им. Ш.Марджани, тема диссертации – «Золотное шитье казанских татар».
Произведения Луизы Фасхутдиновой выставлялись на многочисленных российских и международных выставках в Турции, Пакистане, Ираке, ОАЭ, Германии, Венгрии, Франции и др. Ее работы хранятся в музеях Татарстана (Национальный Музей РТ, Музей ИЗО, НКЦ «Казань», Фонд «Туран»), а также в частных коллекциях.