«Хрустальное ожерелье России»

Хрустальное ожерелье России 25.07.2008 в 16.00 Музей-заповедник «Казанский Кремль», Центр «Эрмитаж-Казань» приглашают на открытие выставки (фото) «ХРУСТАЛЬНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ РОССИИ».

На выставке Вы ознакомитесь с экспонатами знаменитых музеев и заводов России. Ассортимент изделий из художественного стекла, представленный заводами Гусь-Хрустального (фото), Дятьково (фото), Никольска (фото) велик: коньячные рюмки,кубки, вазы, графины и многое другое....
Разнообразна и техника исполнения изделий из хрусталя - декорирование алмазной гранью, гравировка, выдувание сложных форм.

Гусевский хрустальный завод

Гусевской хрустальный завод известен в нашей стране и за рубежом как традиционный центр русского промышленного стеклоделия. Основан завод был в 1756 году купцом А.В. Мальцовым. С этого времени, было положено начало массовому производству стекла в России, выпуску посуды для повседневного пользования в быту. Полтора столетия Гусевскаая хрустальная фабрика принадлежала дворянскому роду Мальцовых, которые заложили не только основу и традиции самобытной художественной школы русского стекла, но и стояли у истоков создания уникального феномена, именуемого «Мальцовской стекольной империей»

Гусевская хрустальная фабрика первой выступила на широком рынке, предложив доступный всем ассортимент изделий из простого стекла - кувшины, графины, рюмки, бокалы и многое другое. Знаменитые гусевские графины с петухами, букетами стали известны по всей России и во всём мире. С момента основания завода на нём варили и хрусталь. Мальцовский хрусталь очень быстро завоевал признание на российском рынке. На первой Всероссийской выставке мануфактурных изделий Мальцов был награждён Большой золотой медалью за «отличный хрусталь».

В 1857 году Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб России. Гусь-Хрустальный в ведомостях мануфактур, выпускаемых в эти годы в Германии, значится уже как «чисто русское хрустальное производство», работавшее исключительно на отечественном сырье и топливе, имеющее русские кадры. Круг предметов, поставлявшихся на всероссийский рынок, был обширным - начиная со столовой посуды и кончая церковной утварью. Вырабатывались «вещи самые дорогие, огромной величины, с богатой гранью и резьбой до самых простых, дешёвых, обыкновенно в хозяйстве употребляемых».

Продукция завода приобретает особый характер уникальности, высокой художественности исполнения. Развиваются традиционные техники, и осваивается всё новое, что появляется в европейском художественном стеклоделии. Цветной хрусталь - голубой, желтый, сиреневый, розовый, зеленый и чайного цвета —know-how гусевского завода. Различные сочетания красителей придают изделиям из хрусталя тона, напоминающие цвет драгоценных камней: топоза, александрита, изумруда, аметиста и светлого рубина. Сервизы, вазы, блюда, наборы обладают «александритовым эффектом». Они изменяют свою окраску от холодно-сиреневовой — до малиново-красной и от медовой — до пурпурно-коньячной, в зависимости от освещения и толщины стенки изделия.

Лучшие изделия, выполненные заводскими мастерами, выставлялись на крупных зарубежных выставках и неоднократно завоёвывали призы за оригинальность и самобытность художественных решений, уникальность и виртуозность исполнения, разнообразие форм, цветовой гаммы и декора, а также высокий уровень профессионального мастерства. На Всемирной Парижской выставке 1900 года изделиям была присуждена высшая награда «Гран При», в 1958 году в Брюсселе - бронзовая медаль, в 1976 году в Братиславе - две золотые медали, на международной Лейпцигской ярмарке 1979 года — Большая золотая медаль.

О высокой оценке художественных работ завода свидетельствует знак почетного члена Гильдии поставщиков Кремля. Гусь-Хрустальный - замечательный город. Представьте себе, количество членов Союза художников, заслуженных народных художников, лауреатов, академиков — здесь на душу населения, может быть, самое большое в России.

Дятьковский хрусталь

Экспозиция из фондов Музея хрусталя ОАО "Дятьковский хрусталь" (Брянская область) представляет художественные традиции старейшего и крупнейшего предприятия России.

Дятьковский хрустальный завод был основан в 1790 году представителями известнейшей династии Российских промышленников Мальцовых. С этим заводом связано зарождение огромной мальцовской промышленной империи, включавшей в себя десятки предприятий, располагавшихся в Орловской, Смоленской и Калужской губерниях.

Среди стекольных предприятий, возникших в России во второй половине XVIII века, Дятьковкая фабрика относится к тем немногочисленным центрам, которые выпускали не только массовую бытовую посуду простых и удобных форм, но и «мальцовские диковинки».

В начале XIX века на Дятьковском заводе начали выпуск хрустальных изделий, декорированных алмазной гранью, получивших название «русский камень» и снискавших славу и известность во всем мире. Мальцовские мастера славились умением выдувать сложные формы и росписью стекла. Графины, кубки, стаканы для меда и пива украшали гравировкой.

На протяжении более чем двух веков завод вырастает из небольшой мануфактуры в крупнейшее стекольное предприятие России. Изделия завода прекрасно знала и любила вся Россия в XIX веке. Неизменной популярностью они пользуются и сейчас. Дятьковскую продукцию знают в Японии, США, Англии, Италии, Португалии и других зарубежных странах. Огромный опыт художественной культуры, накопленный за два столетия, продолжает развиваться умелыми, высококлассными мастерами и талантливыми художниками-дизайнерами и в настоящее время.

Выставка знакомит с творческими произведениями художников-дизайнеров стекла, каждый из которых — яркая творческая индивидуальность. В своих произведениях художники раскрывают творческий потенциал хрусталя и стекла, как материалов, чрезвычайно чутких к настроению и мыслям человека. Они предстают перед нами, наполненные блеском воды, сиянием солнечных лучей, нежной игривостью воздуха и ощущением надежности земной тверди. Наряду с процессом быстрого освоения целого ряда достижений и модных эффектов зарубежного производства, художники стремятся создавать в этом материале и самобытные национальные вещи. Декоративные изделия под «русскую старину», сочетание стилизованных растительных форм со сказочной былинной и фольклорной тематикой получают высокую оценку не только в широких кругах потребителей, но у самых авторитетных критиков.

Именно на Дятьковском хрустальном заводе выполнялись знаменитые призы: «Хрустальная боксерская перчатка» - приз газеты «Неделя» и «Хрустальный конек» - приз газеты «Московские новости» по фигурному катанию. Лучшие учителя года России с 1990 года и по настоящее время получают высшую награду конкурса «Хрустальных пеликанов», также выполненных на Дятьковском заводе.

Люстры из дятьковского хрусталя украшают сегодня Дворец Правительства на Кубе в Гаване и Музей Ковра в Баку, Третьяковскую галерею и зал заседаний «Президент-отеля» в Москве.

Дятьковский хрустальный завод - единственное предприятие в России и странах СНГ, имеющее международные награды - «Золотой Меркурий», «Международная Алмазная Звезда» и несколько европейских наград за имидж и качество, ежегодно присуждаемых в Париже. Изделия завода отличаются высоким эстетическим уровнем дизайнерских разработок, красивыми и сложными рисунками алмазной грани, выполненными вручную. Дятьковский хрусталь - настоящая жемчужина российского стеклоделия, он всегда был и остается национальной гордостью страны.

Никольский музей стекла и хрусталя

Маленький городок Никольск на северо-востоке Пензенской области - один из старейших центров стеклоделия в России. История здешних мест и стекольного завода «Красный гигант» (его старинное название «Никольско-Бахметьевский») неразрывно связана с семьями дворян Бахметьевых и Оболенских. Основатели, владельцы, устроители — именно их неустанными трудами развивалось здесь стекольное производство, а вместе с ним и село Никольское, формировалась местная культура.

В 1764 г. Алексей Иванович Бахметьев, основал здесь Никольско-Бахметьевский завод, ставший одним из лучших предприятий России. Три поколения Бахметьевых с 1764 по 1884 год употребляли «все способы, не жалея ни трудов ни иждивения, чтобы довести хрустальную фабрику до возможной степени совершенства».

Заказы Высочайшего Двора, московской и петербургской элиты, бесконечно разнообразный массовый ассортимент, высочайший исполнительский уровень потомственных мастеров-«артистов», участие во всех Российских выставках, золотые медали, право изображения Государственного Герба Российской империи - всё это Никольско-Бахметьевский завод.

Александр Дмитриевич Оболенский (1847-1917), получил село Никольское и завод по завещанию. Он стал достойным продолжателем бахметьевских традиций, считая делом чести не уронить марку завода, поддерживая и развивая все начинания в духовно-нравственной жизни села.

На рубеже XIX -XX вв. здешние мастера владели всеми приёмами и способами работы со стеклом, известными в мировом стеклоделии. Здесь выпускали продукцию на все вкусы состояния: от уникальных ликёрных приборов на Парижскую выставку 1900 года до копеечной кабацкой рюмки и детского молочного рожка.

Бахметьевы и Оболенские почти полтора века собирали продукцию своего завода для создания при нём образцовой школы для мастеров. В начале XX века всё это огромное собрание представляло собой прекрасную коллекцию стеклянных и хрустальных изделий периода второй половины XVIII - начала XX в.

Образцовая школа размещалась в здании заводской конторы и в описи 1914 года уже называлась музеем. Являясь подразделением завода «Красный гигант», музей пополнялся образцами заводской продукции на протяжении всего XX века. Во второй половине XX века завод перешёл на выпуск хрусталя, и коллекция стала пополняться образцами новой продукции.

Собрание насчитывает более 3000 единиц хранения и является одним из крупнейших в стране. Оно богато именами, уникально своей цельностью и историей. Только за последние три года собрание пополнилось более чем на 300 предметов, причём все они переданы в дар музею частными лицами и организациями.

В экспозицию Николького музея стекла и хрусталя вошло около ста предметов. Среди которых, набор для вина «Минарет». Он был разработан художницей Е.Дубской и выпускался небольшими сериями специально для Казани. Предметы набора декорированы вручную в технике широкой грани, одной из самых изысканных и благородных.

В 2006 году на базе стекольных предприятий города Никольска состоялся Всероссийский симпозиум по гутному стеклу, одним из результатов которого стало пополнение коллекции музея более чем на 100 изделий.

С 2005 года Музей стекла и хрусталя в Никольске является филиалом Пензенской областной картинной галереи имени К.А. Савицкого, и входит в структуру государственных музеев Российской Федерации.