10 Сентября 2008 г. Открытие в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Казанский Кремль» выставки художника Амира Тимергалеева - событие, на мой взгляд, значительное как для автора, так и для столицы республики Татарстан. Символично, что выставка проходит на территории исторического Кремля. Это значительное событие в художественной жизни Казани я расцениваю как еще одно проявление умной и серьезной культурной традиции, которой следует руководство республики Татарстан. За последние 30 лет выросло новое самостоятельно мыслящее поколение - художники свободного поиска, убедительного мастерства, изысканного вкуса. Среди них много земляков и продолжателей особой казанской школы живописи. Амир Тимергалеев принадлежит к этому поколению. Его картины дышат надеждой, в них много солнца, космоса, в них живут простые люди, близкие художнику. В них любят и страдают, думают и вглядываются в мир.
Я желаю успеха замечательному художнику Амиру Тимергалееву.
Амир Тимергалеев как художник и как личность неизменно вписан в круг основных фигур новейшего европейского художественного сознания. Его путь связан с поколением, творческая инициация которого приходится на конец XX столетия и обозначается как «свободная фигуративность».
Этот круг и это поколение можно рассматривать как самую живую и актуальную в современной культуре традицию, сохранившую в себе все классическое наследие авангардных открытий ХХ века. Резонанс этой художественной стратегии во всей своей полноте уже ощутим в наше время – это, несомненно, абсолютно музейное и «звездное» искусство.
Более того, совершенно очевидно, что этой пластической культуре принадлежит будущее. Она стремительно движется по оси визуальных событий, опережая все остальные художественные языки. Художественный опыт Амира вобрал в себя, воплотил и выразил творческую проблематику рубежа столетий, его поиски новой художественной этики и новой реальности.
Универсальность этой реальности, ее сверхличные ценности не помешали художнику сохранить свой собственный независимый оригинальный подход к мировой культуре, особенно к искусству постимпрессионизма.
Сегодня Амир Тимергалеев выступает как продолжатель и абсолютный наследник классических ценностей Анри Матисса и Амадео Модильяни, Поля Сезанна и Марка Шагала, одновременно не чуждаясь творческой полемики с этими кумирами и авторитетами,с духовными учителями новейших художественных систем. Сам художник отмечает в качестве особенности своего творчества склонность к пребыванию в различных временах сразу, к странствиям во времени, когда погружения в прошлое и проникновения в будущее органично совпадают.
В его искусстве, так часто живущем над временем и «поверх барьеров», припоминания и предвидения взаимодополняемы – они непрерывно очерчивают круг судьбы культуры XXI столетия и намечают ее основные координаты. Творение новизны u1086 оттеняется в творчестве Амира сохранением прошлого, полнота переживания настоящего усиливается постоянным устремлением в неизведанное.
Изощренная пластика работ Амира Тимергалеева, ее богатая фактурность, оригинальность и в то же время естественность цветовых и световых построений, обращенность к современному человеку – все это характеризует художественную личность мирового масштаба, возвращающую в культуру искусство «больших стилей», абсолютных гуманитарных ценностей, вдохновлявших гениев прошлого – от Леонардо до Ван Гога, и от Ван Гога до Герхарда Рихтера, – выводящую живопись за рамки актуальности и современных визуальных стратегий.
В самой структуре творчества Амира Тимергалеева как непрестанного процесса мысли реализуется великий круговорот культуры. Сюжеты его картин: женские фигуры, погруженные в самосозерцание, интерьеры мастерской, наполненные солнечным космосом, пейзажи с дорогой, уходящей в даль, как человеческая судьба, парусные лодки, взлетающие гигантской бабочкой, вазы с фруктами, напоминающие античные фрески, – обретают силу внушения,переплетаясь в единый животворный комплекс. Они теряют свою конкретность и превращаются в универсальные состояния человека и природы, в архетипы их взаимосвязей. Сохраняя свою реальность, они в то же время выходят за границы чисто фигуративного, сближаясь с образами трансавангарда.