19.09.2008 в 15.00 — Алишевские чтения

К 100-летию А.Алиша

Барельеф участников группы Джалиля-Курмаша

«Пусть мы погаснем – от бесстрашной смерти
В отчизне нашей ярче вспыхнет свет.»

(А.Алиш. Другу.)

15 сентября исполняется 100 лет со дня рождения писателя-антифашиста Абдуллы Бареевича Алишева (Алиша). Долгое время и на родине, в Спасском районе Татарстана, и за его пределами он был известен лишь как один из джалильцев, казненный в один день с автором моабитских тетрадей. Только в последние годы появились публикации о жизни и творчестве самого Алиша, который заслужил право на народную память не только своими сказками для детей. В группе подпольщиков легиона «Идель-Урал» его не без основания считали одним из руководителей. Признал его роль в антифашистском Сопротивлении и имперский суд Германии, приговорив к казни на гильотине. Вот только высоких званий и памятников поэт пока не удостоился. Так и находится в тени Мусы Джалиля, как остальные участники подполья в легионе.

Правда, более десятка лет назад рядом с памятником Джалилю все же появились барельефы казненных вместе с ним героев. Все они посмертно решением Правительства РФ награждены орденами «Отечественной войны». Казалось бы, ни у родственников героев, ни у земляков нет причин для горечи и сомнений по поводу доброго имени джалильцев-курмашевцев. Если не учитывать тот факт, что до сих пор нет документов, официально реабилитирующих даже тех, кто казнен 25 августа 1944 г. в Берлине. Не говоря уже об их соратниках, погибших в боях с фашистами до или после казни. Невероятно, но это так. Потому и появляются всевозможные «доброжелатели», стремящиеся измазать грязью доброе имя подпольщиков только за то, что к смерти их суд Германии приговорил не как военнопленных, а как легионеров.

Характерно в этом смысле письмо, пришедшее недавно в Музей-мемориал Великой Отечественной войны в Казанском кремле. Оно не от двоечника из младших классов, а от ветерана той самой войны. Речь идет об установке барельефов казненных джалильцев, среди которых и А.Алиш. Стыдно, но нужно процитировать это письмо, чтобы ясна была суть претензий автора:

«…Вы делаете героями перешедших на сторону врага. Это очень похоже на то, что делается в Западной Украине и Прибалтике. Мы этого не хотим. Вы должны знать точно и ясно, на каком официальном основании, когда, кто постановил, решил установить барельефы (стыдливо за спиной Джалиля)? Что, несколько националов из ТОЦ собрались, скинулись и поставили? Не хочу так думать. Получается, что единственный документ для установки - приговор казенного суда Германии (не полевого - они не воевали). По-Вашему получается, что самыми-самыми героями были казненные. Они казнены за нарушение присяги вермахту (якобы заговор). И что? За что их возносить на пьедестал? За добровольный переход во вражескую армию - тоже барельеф на Родине?

Позвольте склонить голову перед моими 14 родственниками, замученными в ГЕТО в Смоленской области. Дядя - Хесин А.М. - председатель колхоза на ст. Гусино был оставлен для подполья, но выдан и расстрелян в сентябре 1941 г. Зверства полицаев в СССР и на Западе не поддаются разуму.

Кстати, почему легион назывался Идель-Урал? Для чего они создавались, раз не использовались на восточном фронте? Может быть, за идею их образования и цели их героизируют? Но для этого надо развалить Россию.

Этот вопрос перейдет на другой уровень, вплоть до европейских, антифашистских структур. Прогреметь на весь мир - как Западная Украина - не чета Татарстану и его народу - этого они не заслужили. У нас одно желание - не выпускайте джина из бутылки. Мы не остановимся, не то повидали. Сейчас не 1937 год, и никто Вас не боится. А тем более такие, как я.

Прошу Вас во имя спокойствия и имиджа Татарстана найти достойный выход. Время не ждет.

С уважением, Эстрин Ефим Аронович, г. Казань. 22.8.2008 г.»

Такое вот письмо, шокирующее не только полным незнанием истории Великой Отечественной, но и стремлением замазать национальных героев Татарстана грязью клеветы, сравнив их с полицаями-карателями. Получается, что все усилия джалилеведов, историков, журналистов и писателей, десятилетиями публикующих документальные книги и статьи о деятельности легионеров в тылу врага – безрезультатны. Если даже ветеран войны Эстрин так и не понял, в чем заключается подвиг группы Курмаша-Джалиля, что говорить о миллионах современников разных поколений! Значит, факт самого подвига до сих пор остается под сомнением?

Нет и еще раз нет. Полное нежелание отдельных граждан, пусть даже имеющих заслуги перед Отечеством, разобраться в многочисленных публикациях документов и фактов, свидетельств очевидцев вовсе не значит, что все они не достоверны. С таким же успехом этот «неверующий Фома» мог заявить, что ему лично не доказали, что земля круглая и что он имеет на этот счет свое мнение. Что можно возразить такому человеку?

Никто из мыслящих людей не отрицает масштабы репрессий, творимых в нашей стране фашистами, в том числе многочисленные жертвы среди еврейского населения Европы. Но значит ли это, что пролитая нацистами кровь на совести миллионов советских солдат, попавших во вражеский плен? Да, тысячи наших земляков, согласились в годы войны надеть форму легионера вермахта только для того, чтобы продолжать борьбу с фашизмом. Но имеет ли кто-то моральное право обвинять их в геноциде своего народа? В жизни было с точностью до наоборот.

Именно тот факт, что группа Джалиля-Курмаша (в составе которой был и А.Алиш) провела успешную пропагандистскую работу в лагерях для военнопленных, стал причиной массового перехода легионеров к партизанам и союзникам уже начиная с 1943 года. Если бы не было этого массового участия наших дедов и прадедов в антифашистском Сопротивлении, народы Татарстана и Поволжья наверняка ждала бы та же депортация, что и народы Крыма и Кавказа.

Изучая архивы Германии и спецфонды ФСБ-КГБ России, исследователи, среди которых были с сотрудники спецслужб, пришли к единому мнению, что пленные, попавшие в легион «Идель-Урал», не запятнали своего доброго имени сотрудничеством с врагом. Более того, активно участвовали в партизанском движении. Именно за это казнены были 11 членов группы Джалиля-Курмаша. За это их чтут и помнят не только на родине, но и в Германии. За борьбу с фашизмом их будут помнить благодарные потомки, не смотря на попытки некоторых недалеких «горе-правдолюбов» распространять клевету и национальную рознь. Даже заслуженный человек, не имеет права чернить доброе имя тех, кто отдал жизнь за честь не только свою, но и своего народа.

Именно таким героем был и остается в наших глазах поэт Абдулла Алиш, его боевые друзья, о которых он писал жене из берлинской тюрьмы 28 января 1944 г.: «…Арестован по обвинению в распространение листовок среди татарских военнопленных… Пришел, боролся и ушел… Мы останемся до последнего вздоха верными нашему народу…» (Эта открытка, чудом добравшаяся до Москвы, хранится в нашем Музее-мемориале Великой Отечественной войны.)

Попытки клеветы еще раз напоминают нам о том, что даже такие герои, как Алиш и Курмаш, нуждаются в полной юридической, а не формальной реабилитации. Чтобы никакой любитель доносов не смог заляпать грязью чистое имя героев народа Татарстана.

Сам поэт отвечает доносчикам так:

«Скажут: «Счастлив будешь, но на годы

Родину придавит кабала».

Я скажу: «Не надо мне свободы,

Лишь бы вольной Родина была…»

Очень надеюсь, что участники Алишевских чтений, которые пройдут в нашем музее 19 сентября, старшеклассники Казани не просто достойно ответят автору упомянутого письма, но внесут свой вклад в нелегкую борьбу за доброе имя национальных героев Татарстана. А результатом наших усилий будет официальная реабилитация не только А.Алиша и казненных джалильцев-курмашевцев, но и всех участников антифашистского Сопротивления из легиона «Идель-Урал».

Михаил ЧЕРЕПАНОВ,

зав. Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле


Адрес: Казань, Кремль, Музейный комплекс "Хазинэ", 2-ой подъезд, Музей-мемориал Великой Отечественной войны. Тел: (843)5678-044
Дополнительные ссылки:

Проект «…И в памяти стихи твои и сказки» - это электронный ресурс, включающий в себя биобиблиографические, справочные статьи, электронную библиотеку произведений А.Алиша, виртуальную экскурсию по музею А.Алиша в селе Каюки, иллюстрированный, видео и звуковой материал, а также работы, представленные школьниками на литературный конкурс и конкурс рисунков. http://alish.ru/