12.12. 2008 г. в 16.00 — открытие выставки «Известный и неизвестный Ф.Аминов»

 

Тукай среди своих героев. 1968г.

Приглашаем всех в Национальную художественную галерею «Хазинэ» посетить выставку, приуроченную к 100-летию со дня рождения Файзрахмана Абдрахмановичча Аминова.

На выставке ленинградского художника Ф.А.Аминова (1908 - 1984) Заслуженного деятеля искусств ТАССР (1972), Заслуженного художника РСФСР (1984), представлено около 80 произведений живописи, графики, книжной иллюстрации.

Помимо известных полотен и акварелей из собрания ГМИИ РТ, представлена частная коллекция АЛ.Семенова (83 работы), состоящая из этнографических картин по мотивам Тукая, на тему Сабантуя и татарской деревни - с портретами, пейзажами этюдного плана, раскрывающая уникальное дарование мастера, красоту его тонко декоративной, пленэрной живописи.

Родившийся в Кунгуре художник, соприкоснувшийся с детства с миром уральских камней, навсегда остался верен своеобразной самоцветной гамме живописи, высветлил палитру и привнес в изобразительное искусство Татарстана новые мотивы и интонации, создав неповторимое «аминовское» духовное пространство.

Выставка посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося татарского мастера.

ФАЙЗРАХМАН АБДРАХМАНОВИЧ АМИНОВ (1908-1984)

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ ТАССР (1972), ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РСФСР (1984)

Аминов родился в 1908 году в татарской крестьянской семье, в небольшом городке Западного Урала Кунгуре. Специальное образование Аминов получал в Перми, закончив Пермский художественный техникум; работал во 2-м Государственном Уральском оперном театре художником-декоратором (1930—1933). Стремление к совершенствованию мастерства приводит Аминова в Ленинград. В 1933 году он поступает на рабфак при Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, а спустя три года становится студентом живописного факультета, где занимается под руководством профессора P.P. Френца.

Война прервала занятия, и вчерашний студент пошел работать на завод. Только после войны Аминов снова в институте и в 1948 году заканчивает его со званием художника-живописца. Пережитое в годы войны заставило Аминова смотреть на искусство глазами человека, понявшего его великую воспитательную силу. Вероятно, поэтому художник так часто обращается к образу Героя Советского Союза Мусы Джалиля, оставившего миру поражающую мужеством и глубокой человечностью «Моабитскую тетрадь» («Муса Джалиль», «Прощание с товарищем», портреты поэта).

В 50—70-е годы Аминов создает серию портретов современников. К числу лучших его работ относятся: портрет капитана первого ранга Янбулата А.А., портрет хирурга профессора Кутушева Ф.Х., портрет кандидата педагогических наук Сагидовой Э.К. и др. Художнику удается передать внешнюю простоту и обаятельность образов, раскрыть внутреннюю силу и богатство их духовного мира.

Как художник, Аминов многогранен. У него есть и солидные полотна на исторические темы, и галерея портретов ученых, героев, писателей. Им создано и немало жанровых картин и пейзажей. Но подкупающая и покоряющая сторона его художнической индивидуальности видится именно в обращенности творчества к темам и мотивам, подсказанным татарской литературой, поэтическим гением Тукая. Благодаря универсальности языка изобразительного искусства десятки, сотни людей самых различных национальностей получили возможность приобщения к непреходящим духовным ценностям татарского народа.

Подобно волшебной сказке, вошла в жизнь многих из нас удивительно поэтичная и гармоничная по цвету, картина Аминова «Тукай в Кырлае», где поэт изображен в окружении сказочно прекрасной и одухотворенной природы, вдохновившей его на создание знаменитой поэмы «Шурале».

В картине «Г. Тукай среди своих героев сказок» (холст, темпера) Ф.Аминов создает свое уникальное пространство сказки, где подобно гобелену, расплескивается чистый и светлый мир грез и фантазий народного поэта.

Мастерство Аминова — автора иллюстраций к детским книжкам «Шурале», . «Водяная», «Ласточка» и «Коза и баран» (бумага, акварель) сказывается в глубоком постижении им содержания литературного произведения, тонкой и легкой, не заслоняющей автора и ход сюжета выдумке, деликатной и ненавязчивой подаче материала, умелом использовании традиций татарской рукописной книги и декоративного творчества народа.

У художника как-то органично уживаются полет фантазии и вдумчивая наблюдательность, тонкое вдохновение и тщательная проработка деталей. Отточенность и ювелирная отделка деталей, бархатистость и красота фактуры, достигаемые богатством, тонкостью тоновых отношений, рассеянный по всему холсту красивый легкий орнамент — все это сродни красочному переливу народной песни («Су буе. Песня»).

Внутренняя масштабность и значительность того, казалось бы, небольшого мира образов, в котором сосредоточивает художник свои усилия заключаются в органических связях с народным мироощущением, с миром народного творчества, фольклора и мифологии.

Проживая в Ленинграде, Ф.Аминов не порывал связей с Татарстаном, Казанью, татарской культурой, о чем свидетельствуют его выставки в Казани (1972, 1979 г.г.), а также изданные здесь поэтические сборники Г.Тукая с его иллюстрациями в технике акварели.

На выставке, помимо произведений из собрания ГМИИ РТ, представлена коллекция А.П.Семенова, по-новому раскрывающая мир образов и профессиональное мастерство «неизвестного Аминова», через природные «штудии» и этюды следующего к воплощению серьезного творческого замысла. Этнографические этюды-портреты, пейзажи любимых мест, сельские виды, образцы анимализма - представляют одновременно и законченные художественные произведения, обнаруживающие в авторе талант импровизатора, мастера пленера, утонченной декоративной живописи.

 


Адрес: Казань, Кремль, музейный комплекс «Хазинэ», 3-ий подъезд, Национальная художественная галерея «Хазинэ», филиал ГМИИ РТ

Тел. (843)5678-043, 5678-058