Оптимизм меланхолии. Владимир Лысяков

Оптимист!.. Но, явно, не меланхолик...Центр «Эрмитаж-Казань» и Казанский филиал «Альфа-Банк» представляет московского живописца Владимира Лысякова.

Не претендуя на полноту охвата всех сторон творчества художника, выставка вместе с тем дает достаточно цельное представление о творческой индивидуальности сложившегося мастера.

К каким бы сюжетам не обращался художник - парусники, спорт, берег и река, грибы, тюльпаны, коты, опавшие листья, железная дорога, - всех их объединяет общая интонация, соединяющая в себе легкую радость и сдержанную грусть. Его работы на первый взгляд реалистичны, в некоторых случаях видимое передается почти с фотографической точностью, однако это далеко от гиперреализма с его нарочитой объективностью, отсутствием эмоций и отстраненной холодностью. Здесь буквальное и точное изображение объектов лишь первый уровень.

Сам выбор предметов или ситуаций - одинокая скамейка в осеннем безлюдном парке, стрекозы на пустынном берегу, подгнивающие помидоры, крупным планом взятое лицо дворника, убиравшего листья в парке, заросшие бурьяном шпалы и стоящие в тупике поезда, мечущиеся мелкие точки футболистов на экране телевизора, - выявляют темы, которые волнуют художника.

Изначальное одиночество человека в этом мире, отсутствие уверенности в целесообразности безостановочного движения вперед, щемящее чувство краткости жизни, - эти темы навевают печаль, но не уныние. Работы Лысякова отнюдь не пессимистичны, ибо в каждой есть и вторая сторона - удивление перед красотой мироздания, иногда чуть пафосное, иногда с легким юмором.

Добиться передачи тончайших градаций чувств позволяет широкий диапазон профессиональных приемов. Лысяков любит обострять композиции за счет точно рассчитанной фрагментарности, неожиданных срезов, нешаблонных ракурсов и точек зрения, игры с пространственными построениями и совмещения в одной работе разных масштабов.

Он легко оперирует живописными приемами - гладкой или пастозной манерой наложения краски, сдержанной или экспрессивно-активной цветовой палитрой. Он очень любит насыщать свои работы воздухом и светом. За ним, безусловно, стоит большая традиция русской и советской школы. Но художник также не проходит мимо арсенала, выработанного искусством XX века, выбирая те технические приемы, которые позволяют точнее выразить его собственные размышления об этой жизни.

Одними из любимых для Владимира Лысякова сюжетов стали парусники. Он с упоением передает ощущение ветра, надувающего разноцветные паруса яхт, бесконечность водной глади и неба, свежести ветра и чувство абсолютной свободы. В конечном счете, этот миг, дарящий чувство радости «взахлеб», оправдывает все сложности пути.

Лысяков Владимир Николаевич родился в 1948 году. В 1975 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), отделение монументально-декоративной живописи (мастерская профессора Б. Иорданского). Член Московского отделения Союза художников с 1983 года. В круге профессиональных интересов монументальная и станковая живопись. С 1975 года участвует в выставках в России и за рубежом. Работы находятся в собраниях Иркутского областного художественного музея им. В.П.Сукачева, Кемеровского областного музея изобразительных искусств, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и в частных коллекциях России, США, Германии, Италии, Норвегии.