Ваза для цветов «Традиция»

Ваза для цветов

Вазы для цветов бывают разными. Возьму на себя смелость убежденно сказать: каждый, кто увидит «Вазу для цветов», представленную в экспозиции выставки «Хрустальное ожерелье России» на мгновение остановится, пораженный величием и красотой. Яркое сияние красного, отливающее мерцанием белого цвета, похоже на фантастический факел. Ваза сложной формы, высотой один метр, состоит из 3-х частей. Нижняя часть - «пьедестал» имеет приплюснутую сферу с расклешенным основанием. Средняя часть - сферической формы окружностью сто десять сантиметров. Верхняя часть цилиндрической формы, с широко развернутым краем, оформленным зубцом. Вес вазы -20 килограммов.

Этот «гимн хрусталю» является авторской работой художника Владимира Касаткина. Уроженец Гусь-Хрустального (1945 г.р.), выпускник ЛВХПУ имени В.И.Мухиной (1971г.), член Союза художников России, постоянный участник отечественных и зарубежных выставок. Авторские работы В.Касаткина находятся в Государственном Эрмитаже, «Кусково», Государственном историческом музее и других.

Яркая, праздничная, торжественная «Ваза для цветов» является центром экспозиции зала, который представляет один знаменитых заводов России - Гусевский хрустальный завод. Она - достойная преемница традиций «мальцовского хрусталя» (Гусевский хрустальный завод был основан в 1756 году Акимом Васильевичем Мальцовым).

Этот термин и сегодня является не только синонимом качества, но и художественных достоинств изделий завода. Ваза выполнена техникой ручного выдувания в форму, из накладного хрусталя, сочетания прозрачно белого, покрытого тонким слоем рубинового цвета. Красивый темно-вишневый цвет достигается с помощью меди в коллоидном виде (медный рубин). Из широкого спектра цветовой гаммы особое место занимает урановое и рубиновое стекло. Разработка рецептов цветных стекол на Гусевском хрустальном заводе связана с именем В.Н.Рябова - представителя династии гусевских стеклоделов. Рубиновое стекло подразделяется на «золотой», «малиновый», «пурпурный». «Рубин с золотом» и «рубин с пурпуром» варили на основе хрустальной массы. Использование двух слоев разного цвета является традиционным в производстве хрусталя. Например, Дятьковский завод С.И.Мальцова на выставке 1849 года в Петербурге демонстрировал изделия, где использовалось от 4 до 9 слоев стекла. Процесс, протекающий в стекловаренной печи, в результате которого из сыпучих компонентов шихты происходит образование расплавленной стекломассы, температура при этом должна достигать 1500 С. Цикл стекловарения в горшковых печах вместе с выработкой изделий из расплавленной массы составляет сутки.

Богатая алмазная грань, узорным ковром покрывающая «Вазу для цветов», доведена до совершенства. Владимир Касаткин использует сложные узоры, выстроенные по нарастающей. «Пьедестал» украшен алмазной гранью, образующей крупную ромбовидную сетку, крупными и мелкими медальонами, повторяющимися и на корпусе. Дуги, образующие овалы заполнены элементом «русский камень». Это когда в результате многочисленных перекрещивающихся порезок на поверхности изделия оставались гладкими небольшие восьмиугольники. «Русский камень» до сих пор не имеет

аналогов в других станах. Между овалами художник размещает грани-кусты и высекает многолучевые звезды. «Звезда» является одним из элементов сложного рисунка алмазной грани, число лучей может насчитывать от шести до тридцати двух. Узорчатый край вазы вырезан вручную. Талантливый мастер - алмазчик сумел поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Тончайший, словно воздушный рисунок, напоминает серебряные кружева.

Хрусталь необыкновенно певуч. Если умело дотронуться до края изделия, оно тихонько звенит мелодичным «малиновым» звоном.

Резьба была известна римским стеклоделам еще в I веке до н.э. и применялась для исполнения гемм или камей на горном хрустале или полудрагоценных камнях. Через века, в XVI веке алмазная грань возродилась в Богемии и Германии, а в конце 1780-х годов алмазная грань распространилась в Англии, России и существует поныне.

Наиболее распространенными являются грани, выполненные вращающимся абразивным колесом. Острие колеса затачивается сообразно желаемому рисунку. Традиционной является заточка под углом 45 градусов, которая дает клиновидные надрезы. Из пересечения этих надрезов получаются рисунки грани: «бриллиант» или «простой алмаз», «камень» и его вариант - «русский камень», «шаговая» или «кольцевая», «сетчатая» или «штриховая». Рисунков алмазной грани так много, что они различаются не только по названиям, но и по номерам. Номерной прейскурант составляют несколько довольно простых (для посвященного человека и сложных для остальных) элементов - «пальцы», «ямки», «кусты», «сетка», «паутинка», «звезда».

Сложившиеся на протяжении многовековой истории стеклоделия приемы обработки хрусталя геометрическими гранями стали своеобразными канонами, на основе которых развиваются разновидности алмазных рисунков. В начале XIX века появилась знаменитая «мальцовская» алмазная грань, которая легла в основу развития нового направления в искусстве декорирования хрусталя.

В XXI веке расширились технические возможности обработки изделий, хрусталь снова стал широко применяться в декоративном убранстве интерьеров. Большие вазы из хрусталя и накладного стекла, декоративные кубки, сувенирная продукция поражает своей монументальностью, чистотой и качеством стекломассы, красивой алмазной гранью. «Ваза для цветов» относится к высокохудожественным изделиям Гусевского хрустального завода, выпускаемых малой серией.

Валентина Братышева