«Русское искусство в Эрмитаже. Знаменитые и забытые мастера XIX — первой четверти XX века»

У портрета неизвестной. 1801 ФОТОРЕПОРТАЖ с открытия выставки >>>

«Русское искусство в Эрмитаже.
Знаменитые и забытые мастера XIX — первой четверти XX века»


Казань, Кремль, центр «Эрмитаж • Казань»
18 октября 2007 года — 1 июня 2008 года

РУССКОЕ ИСКУССТВО БЕЗ ИКОН  

Щедрин. Вид Сорренто.
ЩЕДРИН СИЛЬВЕСТР ФЕОДОСИЕВИЧ
Вид в Сорренто, 1826
Холст, масло. 25,4 х 19 см
spacer

Слово «икона» имеет два значения. Одно — религиозная православная картина. Другое — произведение или явление искусства, являющееся предметом массового почитания и признанным символом эпохи или нации. Применительно к русскому искусству можно привести множество примеров и того, и другого значения.

На этот раз Эрмитаж выбирает для своей выставки замечательные произведения русского искусства XIX—XX веков, мало известные публике или почти неизвестные. Мы открываем и выставляем часть своих знаменитых запасников. Выставке предшествовала огромная работа, которая и составляет основу музейного дела, — отбор экспонатов, их реставрация и изучение. Только все вместе взятое позволило создать интересную панораму развития русского искусства, где каждый краткий промежуток истории представлен определенной работой. Имена некоторых художников впервые засияют достойным их светом, а знаменитые мэтры предстанут с неожиданной стороны. К примеру, удивительно элегантный пастельный портрет работы Венецианова, романтического певца сельской природы и сельского труда, или портрет Шуваловой работы Брюллова, или сцена представления наследника Алексея Финляндскому полку работы Кустодиева, или почти импрессионистический этюд Щедрина.

Летопись русского искусства сочетается с летописью российской истории. Значительную часть выставки составляют портреты. В свое время, в начале XX века, Дягилев привел Россию в восторг замечательной выставкой портрета. Она была очень важна для нашего национального художественного и исторического самосознания. И сегодня всем нам полезно, а молодежи нужно посмотреть на лица людей, создававших русскую историю — простых и знатных, известных и неизвестных. Среди них — писатели и художники, священнослужители и военные, государственные деятели и светские дамы, врачи и простолюдины. Выставка вспоминает и о знаменитых русских коллекционерах.

Эрмитаж Казань БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ
БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ
Портрет С.А. Шуваловой, 1849
Холст, масло. 102 х 84,5 см
spacer

Это и их портреты, например, — Кушелева работы Кипренского, и вещи из коллекций, вошедших в эрмитажное собрание, — дары Яремича, Душина и многих других.

На выставке показаны также работы, отражающие освоение Россией европейской культуры — итальянские, почти итальянские и русские пейзажи, сцены из античной истории и религиозные картины европейского стиля. Не могу не упомянуть божественный этюд Александра Иванова «Два поющих мальчика». Жанровые картины перекликаются с батальными композициями и видами эрмитажных залов, которые нам особенно дороги.

В целом мы стремились показать русское искусство как документ национальной истории. Интерес к истории культуры был и остается характерной чертой эрмитажного собирательства и эрмитажной науки.

Особое место на выставке выделено семье Юсуповых. Эти представители высшей русской знати, сыгравшие огромную роль в истории империи, гордились своими мусульманскими корнями. Напомним, что в России слой высшего дворянства, имевший мусульманские корни и тюркские имена, был очень велик и значим. Юсуповы одновременно стали и яркими представителями утонченной европейской культуры, что, в частности, выразилось в их удивительных художественных коллекциях. На выставке представлены портреты членов семьи Юсуповых и вещи из их собраний.

Как всегда выставка в центре «Эрмитаж-Казань» рассказывает о музее и его жизни, показывает экспонаты и темы, которые просто так в самом музее не увидишь, погружает зрителя в мир культуры и заставляет, да заставляет, внимательно всматриваться в свою историю и думать о ней. Мы рады тому, что Эрмитаж становится по-настоящему частью культурной жизни Казани, а казанский зритель — частью нашей постоянной аудитории.


М.Б. Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент РАН