Этим материалом мы продолжаем публикации на тему — знаменитые люди так или иначе связанные с Казанью и Казанским Кремлем.
Хотим порекомендовать Вам книгу Рената Бикбулатова — "Казань, знаменитые люди"(Казань,изд.Заман,2003, ISBN 5-89052-016-4) и предлагаем ознакомиться с одной из глав.
«Мировую славу я завоевал с помощью Бога... и повседневного героического самопожертвования необыкновенной женщины - моей жены Галы»....
«Мировую славу я завоевал с помощью Бога... и повседневного героического самопожертвования необыкновенной женщины - моей жены Галы», «Гала стала солью моей жизни, огнём, в котором закалилась моя личность, моим маяком, моим двойником, она - это я», - писал Сальвадор Дали. Не случайно её образ запёчатлён во многих его работах, а с середины 30-х годов XX века большинство из своих полотен великий художник подписывал так: «Гала-Сальвадор Дали».
Образ этой удивительной и неповторимой женщины окутан туманом загадок., недомолвок и кривотолков. Даже имя её в разных источниках указывается по-разному: Дали и все окружающие называли её Гала, а в документах зафиксировано - Елена. Откуда это разночтение?
26 августа 1894 года в семье казанского чиновника Ивана Дьяконова родилась дочь. Её назвали Еленой. Судя по всему, на этом имени настоял отец. Мать же, Антонина Деулина, ласково именовала дочку Галой. По примеру матери, два старших брата, Вадим и Николай, а потом и младшая сестрёнка Лидия также называли её Галей, Галиной. Имя это больше нравилось и самой девочке. Отсюда и пошло...
Ещё одна нестыковка. Отца Гали звали Иваном. А отчество Галины - Дмитриевна. Почему?
Отец Гали - Иван Дьяконов был человеком с авантюрной жилкой, он один отправился в Сибирь, чтобы попытать счастья на золотых приисках, вскоре там и умер в 1905 году в полной нищете, оставив семью почти без средств к существованию. Девочке исполнилось тогда одиннадцать лет. В это время она училась в Казани в Ксенинской гимназии и жила с семьёй на ул. Б.Красная. Вскоре мать вторично вышла замуж за московского адвоката Дмитрия Ильича Гомберга и переехала с детьми в Москву. Здесь, в доме №14 по улице Трубниковской, будущая Гала прожила до января 1913 года. Умный и обаятельный, Дмитрий Ильич смог до такой степени сдружиться с непоседливой, своенравной девочкой, что она полюбила его больше, чем родного отца, поэтому и отчество себе взяла по имени отчима.
Ещё одна любопытная деталь. В Москве Галя дружила с Анастасией Цветаевой - Асей, часто бывала у неё в профессорском доме в Трехпрудном переулке, встречалась там сестрой подруги - Мариной Цветаевой. Бот так, в атмосфере одухотворённости, насыщенной поэзией, классической музыкой, и происходило формирование характера «необыкновенной Гала»...
В некоторых книгах, посвящённых Дали, утверждается, что родители ещё девочкой вывезли Галу из полыхающей войнами России вскоре после Октябрьской революции. На самом же деле это не совсем так, а вернее, совсем не так.
Гала с детства отличалась слабым здоровьем. В годы обучения в московской гимназии (а училась она блестяще, особенно легко давались ей языки и гуманитарные предметы) она заболела туберкулёзом лёгких и в 1913 году уехала лечиться в Швейцарию. Ей в это время шёл девятнадцатый год (отнюдь не девочка!), и с тех пор она в Россию больше не возвращалась.
На швейцарском курорте Кла-веделе Гала знакомится с молодым и мало кому тогда известным поэтом Эженом Гренделем. Молодые люди полюбили друг друга и через несколько лет поженились. А спустя некоторое время супруг Галы получил всемирную известность как поэт Поль Элюар. Именно он, один из крупнейших поэтов XX века и отец французского сюрреализма, стал отцом дочери Галы Сесиль. Они жили в Париже, вращались в кругах интеллектуальной элиты и художественной богемы.
Умная, деятельная и энергичная Гала помогла поэту поверить в себя, найти самобытный и неповторимый творческий облик, содействовала подготовке и изданию его первых книг. Короче, сделала из робкого, неуклюжего Эжена Гренделя утончённого и глубоко своеобразного Поля Элюара. Счастливая супружеская жизнь продолжалась до 1927 года - до встречи с молодым экстравагантным каталонцем Сальвадором Дали.
В книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанной им самим», художник вспоминает, что при первой встрече Гала не произвела на него особого впечатления. Правда, Дали обратил внимание на её необыкновенно умное лицо. Но Гала была чем-то раздражена и тоже не придала знакомству особого значения. Любовь нахлынула при следующей встрече.
С этого момента возникает классический любовный треугольник. Элюар не хочет расставаться с женой, которая навсегда оставалась для поэта «сестрой, подругой, возлюбленной и тайной», умоляет её остаться, посвящает ей одно стихотворение за другим. Эти стихи вошли в золотой фонд мировой поэзии. Но Гала почти всё время проводит с
Дали, который был на десять лет моложе её. Она заменяет ему и мать, и любовницу, и подругу жизни, становится его менеджером и бухгалтером. Только в 1932 году французский суд наконец признает действительным развод между Гала и Полем Элюаром, На этом закончился их 15-летний брак.
Дали обожал свою супругу. После встречи с нею он расстался со всеми своими друзьями -даже с великим испанским поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. Его не влечёт ни одна из женщин. Чего нельзя сказать о Гала. У неё нет недостатка в поклонниках и любовниках. И все они, как правило, много моложе её. Биографы отмечают, что характер у Гала был непростой. Её называли женщиной-вамп. Газетчики писали о её истеричности, склонности к скандалам, необычайной алчности.
Наверное, так оно и быпо. Однако приходится напомнить, что недостатки человека чаще всего являются прямым продопжением его достоинств. И чем ярче достоинства, тем ощутимее недостатки. Для Дали, во всяком случае, она всё время оставалась божеством. Его музой стала женщина происхождением из далёкой и неведомой ему страны России и уж совсем неизвестного города Казани. На своих картинах он изображает её обычно в облике Мадонны: «Гала - Мадонна», «Мадонна - Гала» и др.
Дали знал о многочисленных увлечениях своей супруги. И продолжал настаивать на законном браке с нею (долгие годы они жили в гражданском браке). Даже лично обращался к самому папе римскому с просьбой разрешить обвенчаться с Гала по католическому обряду. Это, однако, не помогло: пока был жив Поль Элюар, церковь не давала согласия на брак. И лишь в 1958 году Дали и Гала обвенчались.
Галина Дьяконова через всю жизнь пронесла память о своей далёкой родине. В её комнате постоянно висела икона Казанской Богоматери - как память о детских годах, проведённых в городе на Волге.
После смерти Галы (она умерла 10 июня 1982 года) Сальвадор Дали, выполняя последнюю просьбу жены, похоронил её в Пуболе, в фамильном замке, в гробе с прозрачной крышкой. Самого же Дали после смерти (это случилось семь лет спустя) не похоронят. Просто выставят его забальзамированный труп в театре Дали под «геодезическим куполом» в качестве одного из экспонатов. Вкосых лучах солнца, падающих из оконных проёмов, гроб под куполом выглядит вполне сюрреалистически...
А в нескольких метрах от гроба Дали стоит жёлтая лодка «Гала», которую Дали приказал доставить сюда с места их первой встречи. На этой лодке они подолгу катались вдвоём. Она хранит память о лете в Кадакесе, знойном солнце и не менее знойной любви. И в то же время лодка похожа на ладью Харона, в которой перевозят души умерших на тот свет. Ладья как бы напоминает, что, физически разделённые на этом свете, Дали и Гала, возможно, вновь встретятся и соединят свои души в ином мире.