"Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".
В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы — 8/21 июля.
04.10.2008 — Более семи тысяч человек приняли участие в крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери, который состоялся в Казани. Чествование великой святыни ежегодно происходит в память о чудесном избавлении Москвы от поляков во время Смуты, собирая множество верующих –, которые приезжают со всей России, с целью поклониться чудотворному образу.
Торжества начались с Божественной литургии в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Далее верующие прошли с молитвами от Благовещенского собора до Крестовоздвиженской церкви – того самого места, где сейчас хранится икона и где она была обретена.
Казанско-Богородицкий женский монастырь возник на месте обретения одной из главных святынь Русской Православной Церкви, самой почитаемой в прошлом и сейчас чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.
В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар, выгорел и район, прилегавший к кремлю с северо-востока. Двенадцатилетней девочке Марфе Онучиной, дочери казанского стрельца Данилы, было видение, что на пепелище двора Онучиных находится чудотворная икона. 8 июля Марфа обнаружила ее на глубине более аршина. Икона сразу привлекла внимание, была увезена в Москву, а позже по указу царя Федора Иоанновича возвращена в Казань, и на месте ее обретения около 1591 года был основан Богородицкий девичий монастырь.
Уже в конце XVI века икона Казанской Божьей Матери была известна по всей России, но особую славу она приобрела в Смутное время. Казанский отряд, отправившийся в 1611 году в ополчение, взял с собой список с иконы, который находился в войске Минина и Пожарского.
С иконой Казанской Божьей Матери связывалось освобождение Москвы и утверждение династии Романовых. Список с иконы был помещен в построенном на Красной площади Казанском соборе.
С этого времени чудотворная икона Казанской Божьей Матери стала самой почитаемой в России, тысячи приходских и монастырских церквей освящались в ее честь.
Паломничество в Казань приобрело массовый характер.
С иконой Казанской Божьей Матери связывалась и победа в Отечественной войне 1812 года.
Казанский собор на Невском проспекте Санкт-Петербурга стал главным памятником победе в этой войне.
Главной во все время существования монастыря была деятельность, связанная с культом иконы Казанской Божьей Матери: прием паломников, службы, организация празднеств 8 июля (в день обретения иконы) и 22 октября (в честь избавления от поляков).
Казанско-Богородицкий монастырь, сначала занимавший небольшую площадь, постепенно разросся и к началу XIX века занял обширный неправильный многоугольник, ограниченный нынешними улицами Большой Казанской, Поперечно-Казанской, Нагорной и ныне не существующим Пятницким переулком, отделявшим монастырь от территории приходской Пятницкой церкви. К сожалению, утрачен главный собор монастыря, являвшийся архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма, где и находилась чудотворная икона. Собор был построен вместо старого собора 1594-1595 годов по проекту известного зодчего Ивана Егоровича Старова и под наблюдением казанского архитектора Филиппа Емельяновича Емельянова. На закладке собора 30 мая 1798 года присутствовал император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1808 году храм был расписан и освящен.
В настоящее время на месте собора находятся корпуса табачной фабрики. Утрачена и шестиярусная монастырская колокольня высотой 55 метров, построенная, скорее всего в первой половине XVII века. Сейчас на ее месте площадка перед проходной табачной фабрики.
Постройка табачной фабрики, позднее и жилых домов в западной части монастыря разрушили цельность архитектурного ансамбля, от которого сохранился ряд построек: церковь Николы Тульского, Софийская церковь, Крестовоздвиженская церковь, ряд келейных корпусов, здания церковно-приходской школы и золотошвейной мастерской.
Церковь Николы (Николая) Тульского существовала уже в год обретения чудотворной иконы Казанской Божьей Матери и была построена, вероятно, выходцами из Тулы, которых было много среди первых русских поселенцев в Казани. Именно в этой церкви знаменитая икона находилась в первые месяцы после обретения. Вместо нее в 1686 году были построены каменные летняя Николо-Тульская и зимняя Троицкая церкви, сгоревшие в 1742 году. Выстроенная вместо них новая каменная церковь в 1803 году из приходской была обращена в монастырскую, но вскоре также была снесена. По проекту, составленному архитектором Яковом Михайловичем Шелковниковым, в 1810-1816 годах был построен новый Николо-Тульский храм, который стал зимним собором монастыря, и в нем зимой находилась и чудотворная икона Казанской Божьей Матери.
Софийская церковь, расположенная на южной стороне монастыря, служила надвратной церковью до тех пор, пока не была построена новая ограда, и церковь не оказалась в глубине монастырской территории. Автором проекта был, вероятно, тот же Я.М. Шелковников. В 1807 году Софийская церковь, еще не будучи достроенной сильно пострадала в пожаре 1815 года. Ее строительство завершилось лишь к 1825 году (на средства дворян Мусиных-Пушкиных), когда храм и был освящен.
В 1993 году Софийская церковь возвращена верующим действует как приходская.
В церковно-приходской школе и золотошвейной мастерской был корпус, построенный в 1895-1896 годах по проекту Ф.Н. Малиновского, в котором учились в основном сироты из монастырского приюта. Некоторые его воспитанницы впоследствии становились настоятельницами Казански го монастыря.
Каменная стена окружила монастырскую территорию в 1803 году. Позже стены были перестроены. Нынешние главные ворота монастыря сооружены по проекту, утвержденному Александром I в 1810 году.
По легенде, первой настоятельницей монашеской общины возникшей сразу после обретения иконы, была обнаружившая Марфа Онучина, в монашестве Матрена, но достоверных данных об этом не сохранилось.
При царе Федоре Иоанновиче, когда монастырь приобрел официальный статус и был построен собор, общиной руководила игуменья Мария, которую можно причислить к числу лиц, оставивших заметный след в истории монастыря.
В 1795-1807 годах игуменья София (в миру — княжна Любовь Борисовна Волховская), происходившая из состоятельных казанских дворян, пользовалась большим влиянием и уважением в городе. При ней в монастыре велись большие строительные работы и были составлены планы, по которым монастырь строился уже после ее смерти. В 1798 году ее гостями были император Павел I и великие князья (Александр и Константин).
В1807-1822 годах настоятельницей была игуменья Назарета, которая в 1821 году в Санкт-Петербурге встречалась с Александром I и его супругой Елизаветой Алексеевной. Выдвигавшиеся позднее против Назареты обвинения в самоуправстве не нашли подтверждения, однако настоятельницу все же перевели в Московский Алексеевский монастырь.
Назарета, как и бывшие до нее игуменьями Евпраксия и Дорофея, были сиротами, воспитывались в Богородицком монастыре с раннего детства.
В 1867-1880 годах игуменья Анфия (Тюлькина), дочь отставного унтер-офицера, была известна как выдающаяся вышивальщица риз, до настоятельства много лет руководила вышивальной мастерской. При ней в монастыре большое внимание уделялось ремеслам.
В 1904 году при игуменье Маргарите (Марии Михайловне Максоровой), дочери дьякона, произошли беды, связанные с утратой иконы Казанской Божьей Матери.
В ночь на 29 июня 1904 года икона Казанской Божьей Матери и стоящая рядом особо почитаемая икона Христа Спасителя были похищены из-за драгоценных окладов. Злоумышленников вскоре арестовали, они признались, что иконы сожгли.
Однако гибель чудотворной иконы не остановила потока паломников к месту ее обретения. На месте похищенной святыни в соборе была установлена подаренная Константинопольским патриархом Иоакимом III икона Божьей Матери Паммакристы («Всеблаженнейшей»).
В 1910-1913 годах в подземелье под собором, на месте обретения иконы Казанской Божьей Матери, была выстроена Рождественско-Богородицкая церковь, а непосредственно там, где лежала икона, — часовня (освящены 20 июня 1913 года).
Великая княгиня Елизавета Федоровна (ныне канонизированная Русской Православной Церковью), на чьи средства построены церковь и часовня, присутствовала и при закладке, и при освящении этого храма.
Многие списки с Казанской иконы прославились в свое время чудесами. Таковы: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие.