Православный календарь праздников и постов на 2009 год

7 января — Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа.

14 января — Обрезание Господне. Великий непереходящий праздник. На восьмой день после Рождества младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве.

19 января — Крещение Господне — христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя.

15 февраля — Сретение Господне. В этот праздник Церковь воспоминает важное событие в земной жизниИисуса Христа. В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа.

19 апреля —Пасха. (греч. πάσχα, от ивр. פסח‎ песах, букв. с евр. «прохождение мимо») в христианстве; также Воскресе́ние Христо́во (греч. Η Ανάστασις του Ιησού Χριστού ) — древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник).

Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения - это первый и самый важный праздник в Новозаветной Церкви. Этот величайший праздник стоит особняком в ряду церковных праздников. Как поется в пасхальном каноне, это - "Праздников Праздник" и "Торжество Торжеств".

Величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу. Со времени апостольского Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и всепразднственную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова.

Священники облачаются в светлые одежды, также торжественно одеваются в этот день верующие. Особенно торжественна божественная литургия, которой предшествует крестный ход в полночь вокруг храма и последующее радостное возглашение священника "Христос Воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!" С этими словами они приветствуют друг друга вплоть до праздника Вознесения Господня.

После окончания пасхальной литургии верующие разговляются освященными испеченным сладким куличом, пасхой (сладкой сырковой массой с изюмом) и крашеными вареными яйцами (писанками) - в напоминание о причащении истинной пасхи Христовой, от которой мы должны были бы вкусить в день Пасхи, которая соединяет нас и подает благословение на разрешение поста. Неделя после праздника Пасхи называется Светлой. В субботу в храмах после службы раздается артос (хлеб) - кусочки просфоры, который уподобляют ветхозаветным опреснокам и манне.

28 мая — Вознесение Господне. Праздник Вознесения в Православной Церкви отмечается на 40-й день после Пасхи, этот день всегда приходится на четверг, и относится к двенадцати важнейшим христианским праздникам, наряду с Рождеством, Крещением, Преображением, Успением и др. Православная Церковь вспоминает в этот день евангельские события связанные с последним моментом пребывания Христа на земле по Его Светлом Воскресении.

7 июня — Троица (Пятидесятница) . День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. «Внезапно раздался сильный шум с неба и тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру.»

Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящен воспоминанию события, которое у древних христиан имело названия "Зачатие Христа", "Благовещение Ангела Марии" и др. и только в 7 в. ему было дано теперешнее название. По особенностям богослужения он приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления и обычно приходится на Великий пост.

7 июля — Рождество Иоанна Предтечи. — согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа.

Историчность Иоанна Крестителя не отвергалась даже советскими атеистично настроенными учеными.
В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии.
В исламе, христианских арабских церквях, мандеями и бахаи почитается под именем Яхья (Йахья).

12 июля — Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.
Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.

21 июля — празднование Казанской иконы Божьей Матери. В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы — 8/21 июля. /node/274

19 августа Преображение Господне. Чтобы явить Своим ученикам эту Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, Господь преобразился перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор - лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет.

Праздник Преображения Господнего принадлежит к 12 наибольшим православным праздникам. В народе этот день называют Вторым Спасом.

Это традиционный праздник урожая. В этот день в церквях освящают плоды земли, то есть яблоки, груши, сливы и др. Наибольшей популярностью и почетом пользуются яблоки, даже существует еще и третье название праздника «Яблочный Спас».

28 августа Успение Пресвятой Богородицы. Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим. Почему мы не печалимся в день смерти Божией Матери, а празднуем это событие? Потому, что одно уже слово "успение" показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенной. Это был как бы недолгий сон, за которым последовало рождение в вечную жизнь.

11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи, потому что открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.

Был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Саломеи, которая за свой блестяще исполненный танец потребовала подать ей на серебряном блюде голову Иоанна Крестителя. Отсюда фраза запущенная в обиход сов. писателями Ильфом и Петровым ("Золотой теленок" ч. 1, гл. 2). «На блюдечке с голубой каемкой» — иносказательно о желании получить нечто легко, без усилий.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
В этот день проводится также поминовение усопших воинов.

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима.

Церковь считает, что рождение Пресвятой Богородицы — матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Древняя традиция православной и католической церквей рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы.

Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439—446), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492—496). Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. О нём также упоминают Иоанн Златоуст, св. Епифан, св. Августин. Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.

27 сентября — Воздвижение Креста Господня. В этот день Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением, или в русском просторечии — Здвиженье.

История праздника восходит к временам правления императора Костантина Великого, который первым прекратил гонения на христиан. По легенде император Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, увидел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши». Желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, царицу Елену.

Будучи уже в преклонном возрасте, Елена с воодушевлением взялась за порученное дело, что было совсем не просто. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень, а на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера.

После долгих поисков Елена нашла старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Определить на котором из трех Крестов был распят Иисус оказалось совсем простым делом. При подношении Креста к больным, они мгновенно исцелялись. Мало того, оживали даже покойники.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы.

"Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" - это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

Праздник Покрова издревле любим и почитаем русским народом. Чудо, прославленное Церковью, произошло в храме во время всенощного бдения, когда город Константинополь - тогда Православная греческая столица - был окружен многочисленным неприятелем. Все находившиеся в церкви, а среди них и император Лев, и императрица, и множество придворных, горячо молились об избавлении от врага. Свою молитву к Господу и Божией Матери возносил и св. Андрей, принявший на себя подвиг юродства Христа ради.

Заступничеством Пречистой Девы враг был отогнан от стен Константинополя, а память о чудесном явлении Богородицы осталась в народе.

На Руси праздник Покрова был введен св. князем Андреем Боголюбским (точно не определено, но так считает большинство исследователей), внуком Владимира Мономаха, в XII веке. Поскольку на Руси Богородица считалась покровительницей земледельцев, этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ.

В 1165 году близ Владимира был построен всемирно известный шедевр древнерусского зодчества - храм Покрова на Перли. Другой известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы.

4 ноября — празднование Казанской иконы Божьей Матери. см. /node/274

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Богородицы — христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна по обету посвятить своего ребёнка Богу в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, в котором она жила до своего обручения праведному Иосифу.

По Преданию в храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

19 декабря — память Святителя Николая (Чудотворца, Угодника), архиепископа Мир Ликийских (Мирликийского).

Вероятно, одна из наиболее почитаемых людьми Священных персон. В старом русском варианте именовался Никола, в украинском— Микола. Покровитель моряков, купцов и детей. Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также своим покровителем Николая почитают православные цыгане.

В европейском фольклоре — прототип Санта Клауса. По одной из легенд, Николай подбросил одному обедневшему дворянину два мешка золота в окно и немного монет в печную трубу, желая помочь ему таким образом сосватать дочь. На следующее утро девушка, проснувшись, заметила за камином золотые, а её обрадованный отец не знал, кого за них благодарить. Так, по преданию, родилась традиция обмена рождественскими подарками.

Празднуется:

  • 6/19 декабря — день кончины (так называемый «Никола зимний»)
  • 9/22 мая — день прибытия мощей в город Бари - «Никола вешний»
  • 15/28 июня — день свт. Николая в Ижеславле и Рязанской епархии (празднование в честь иконы свт. Николая, явленой в XII в., выполненной из глины, облаченной в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте. (В одной руке Святитель держит меч, в другой — церковь). Праздник, посвящен иконе, в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIХ в.)

 

Календарь подготовила Елена Сунгатова

 

Календарь постов и трапез на 2009 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресение
Великий Пост 2 марта - 18 апреля сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед*     рыба   рыба    
Петров пост с 15 июня по 11 июля горячая б/м рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед*     сухоядение   сухоядение    
Успенский пост с 14 августа по 27 августа сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед*     сухоядение   сухоядение    
Рождественский пост с 28 ноября по 6 января до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря - 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед*     рыба   рыба    

*Прим.

Мясоед - это время, когда церковным уставом разрешается вкушать мясную пищу.

Всего в году бывает четыре мясоеда: летний, осенний, зимний и весенний. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Зимний мясоед в 2009 году продлится с 20 января по 1 марта. До Масленицы (с 20 снваря по 22 февраля 2009 года): по средам и пятницам разрешена рыба. В остальные дни зимнего мясоеда 2009 года разрешена скоромная пища, т.е. поста нет.

Весенний мясоед в 2009 году продлится с 27 апреля по 14 июня. До Дня Святой Троицы (с 27 апреля по 7 июня 2009 года): далее все как в зимнем.

В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни строгого поста.

Летний мясоед в 2009 год продлится с 12 июля по 13 августа. По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. В остальные дни недели скоромная пища. Осенний мясоед - с 28 августа по 27 ноября. Все остальное точно так же.

Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Список литературы

  1. Муравьев А.Н. Письма о богослужении в 2тт. М., 1993г.
  2. Феофан (Затворник). Что есть духовная жизнь и как на нее настроится. М., 1999г.
  3. Федотов Т.П. Святые Древней Руси. М., 1990г.
  4. Ельчанинов А. Записи. М., 1992г.
  5. Кураев А., диакон. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетический очерк. М., 1996г.
  6. Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999г.
  7. Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. М., 1998г.
  8. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Спб., 1998г.
  9. Христианская жизнь по Добролюбию. М., 1991г.
  10. Цыпин В. История Русской православной Церкви (1917 – 1990). М., 1994г.

Также были использованы сайты в Интернет: Википедия, Пасха.РУ, сайт Казанской епархии и др.