7 января — Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа.
14 января — Обрезание Господне. Великий непереходящий праздник. На восьмой день после Рождества младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве.
19 января — Крещение Господне — христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя.
15 февраля — Сретение Господне. В этот праздник Церковь воспоминает важное событие в земной жизниИисуса Христа. В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа.
19 апреля —Пасха. (греч. πάσχα, от ивр. פסח песах, букв. с евр. «прохождение мимо») в христианстве; также Воскресе́ние Христо́во (греч. Η Ανάστασις του Ιησού Χριστού ) — древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник).
Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения - это первый и самый важный праздник в Новозаветной Церкви. Этот величайший праздник стоит особняком в ряду церковных праздников. Как поется в пасхальном каноне, это - "Праздников Праздник" и "Торжество Торжеств".
Величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу. Со времени апостольского Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и всепразднственную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова.
Священники облачаются в светлые одежды, также торжественно одеваются в этот день верующие. Особенно торжественна божественная литургия, которой предшествует крестный ход в полночь вокруг храма и последующее радостное возглашение священника "Христос Воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!" С этими словами они приветствуют друг друга вплоть до праздника Вознесения Господня.
После окончания пасхальной литургии верующие разговляются освященными испеченным сладким куличом, пасхой (сладкой сырковой массой с изюмом) и крашеными вареными яйцами (писанками) - в напоминание о причащении истинной пасхи Христовой, от которой мы должны были бы вкусить в день Пасхи, которая соединяет нас и подает благословение на разрешение поста. Неделя после праздника Пасхи называется Светлой. В субботу в храмах после службы раздается артос (хлеб) - кусочки просфоры, который уподобляют ветхозаветным опреснокам и манне.
28 мая — Вознесение Господне. Праздник Вознесения в Православной Церкви отмечается на 40-й день после Пасхи, этот день всегда приходится на четверг, и относится к двенадцати важнейшим христианским праздникам, наряду с Рождеством, Крещением, Преображением, Успением и др. Православная Церковь вспоминает в этот день евангельские события связанные с последним моментом пребывания Христа на земле по Его Светлом Воскресении.
7 июня — Троица (Пятидесятница) . День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. «Внезапно раздался сильный шум с неба и тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру.»
Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящен воспоминанию события, которое у древних христиан имело названия "Зачатие Христа", "Благовещение Ангела Марии" и др. и только в 7 в. ему было дано теперешнее название. По особенностям богослужения он приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления и обычно приходится на Великий пост.
7 июля — Рождество Иоанна Предтечи. — согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа.
Историчность Иоанна Крестителя не отвергалась даже советскими атеистично настроенными учеными.
В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии.
В исламе, христианских арабских церквях, мандеями и бахаи почитается под именем Яхья (Йахья).
12 июля — Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.
Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.
21 июля — празднование Казанской иконы Божьей Матери. В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы — 8/21 июля. /node/274
19 августа — Преображение Господне. Чтобы явить Своим ученикам эту Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, Господь преобразился перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор - лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет.
Праздник Преображения Господнего принадлежит к 12 наибольшим православным праздникам. В народе этот день называют Вторым Спасом.
Это традиционный праздник урожая. В этот день в церквях освящают плоды земли, то есть яблоки, груши, сливы и др. Наибольшей популярностью и почетом пользуются яблоки, даже существует еще и третье название праздника «Яблочный Спас».
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы. Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим. Почему мы не печалимся в день смерти Божией Матери, а празднуем это событие? Потому, что одно уже слово "успение" показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенной. Это был как бы недолгий сон, за которым последовало рождение в вечную жизнь.
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи, потому что открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.
Был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Саломеи, которая за свой блестяще исполненный танец потребовала подать ей на серебряном блюде голову Иоанна Крестителя. Отсюда фраза запущенная в обиход сов. писателями Ильфом и Петровым ("Золотой теленок" ч. 1, гл. 2). «На блюдечке с голубой каемкой» — иносказательно о желании получить нечто легко, без усилий.
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
В этот день проводится также поминовение усопших воинов.
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима.
Церковь считает, что рождение Пресвятой Богородицы — матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Древняя традиция православной и католической церквей рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы.
Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439—446), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492—496). Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. О нём также упоминают Иоанн Златоуст, св. Епифан, св. Августин. Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.
27 сентября — Воздвижение Креста Господня. В этот день Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением, или в русском просторечии — Здвиженье.
История праздника восходит к временам правления императора Костантина Великого, который первым прекратил гонения на христиан. По легенде император Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, увидел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши». Желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, царицу Елену.
Будучи уже в преклонном возрасте, Елена с воодушевлением взялась за порученное дело, что было совсем не просто. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень, а на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера.
После долгих поисков Елена нашла старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Определить на котором из трех Крестов был распят Иисус оказалось совсем простым делом. При подношении Креста к больным, они мгновенно исцелялись. Мало того, оживали даже покойники.
В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы.
"Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" - это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
Праздник Покрова издревле любим и почитаем русским народом. Чудо, прославленное Церковью, произошло в храме во время всенощного бдения, когда город Константинополь - тогда Православная греческая столица - был окружен многочисленным неприятелем. Все находившиеся в церкви, а среди них и император Лев, и императрица, и множество придворных, горячо молились об избавлении от врага. Свою молитву к Господу и Божией Матери возносил и св. Андрей, принявший на себя подвиг юродства Христа ради.
Заступничеством Пречистой Девы враг был отогнан от стен Константинополя, а память о чудесном явлении Богородицы осталась в народе.
На Руси праздник Покрова был введен св. князем Андреем Боголюбским (точно не определено, но так считает большинство исследователей), внуком Владимира Мономаха, в XII веке. Поскольку на Руси Богородица считалась покровительницей земледельцев, этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ.
В 1165 году близ Владимира был построен всемирно известный шедевр древнерусского зодчества - храм Покрова на Перли. Другой известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы.
4 ноября — празднование Казанской иконы Божьей Матери. см. /node/274
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Богородицы — христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна по обету посвятить своего ребёнка Богу в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, в котором она жила до своего обручения праведному Иосифу.
По Преданию в храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
19 декабря — память Святителя Николая (Чудотворца, Угодника), архиепископа Мир Ликийских (Мирликийского).
Вероятно, одна из наиболее почитаемых людьми Священных персон. В старом русском варианте именовался Никола, в украинском— Микола. Покровитель моряков, купцов и детей. Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также своим покровителем Николая почитают православные цыгане.
В европейском фольклоре — прототип Санта Клауса. По одной из легенд, Николай подбросил одному обедневшему дворянину два мешка золота в окно и немного монет в печную трубу, желая помочь ему таким образом сосватать дочь. На следующее утро девушка, проснувшись, заметила за камином золотые, а её обрадованный отец не знал, кого за них благодарить. Так, по преданию, родилась традиция обмена рождественскими подарками.
Празднуется:
Календарь подготовила Елена Сунгатова
Календарь постов и трапез на 2009 год |
||||||||
Периоды | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресение | |
Великий Пост 2 марта - 18 апреля | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Весенний мясоед* | рыба | рыба | ||||||
Петров пост с 15 июня по 11 июля | горячая б/м | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба | |
Летний мясоед* | сухоядение | сухоядение | ||||||
Успенский пост с 14 августа по 27 августа | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Осенний мясоед* | сухоядение | сухоядение | ||||||
Рождественский пост с 28 ноября по 6 января | до 19 декабря | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба |
20 декабря - 1 января | горячая без масла | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба | рыба | |
2-6 января | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Зимний мясоед* | рыба | рыба |
*Прим.
Мясоед - это время, когда церковным уставом разрешается вкушать мясную пищу.
Всего в году бывает четыре мясоеда: летний, осенний, зимний и весенний. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Зимний мясоед в 2009 году продлится с 20 января по 1 марта. До Масленицы (с 20 снваря по 22 февраля 2009 года): по средам и пятницам разрешена рыба. В остальные дни зимнего мясоеда 2009 года разрешена скоромная пища, т.е. поста нет.
Весенний мясоед в 2009 году продлится с 27 апреля по 14 июня. До Дня Святой Троицы (с 27 апреля по 7 июня 2009 года): далее все как в зимнем.
В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни строгого поста.
Летний мясоед в 2009 год продлится с 12 июля по 13 августа. По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. В остальные дни недели скоромная пища. Осенний мясоед - с 28 августа по 27 ноября. Все остальное точно так же.
Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Список литературы
Также были использованы сайты в Интернет: Википедия, Пасха.РУ, сайт Казанской епархии и др.