С арабского языка слово «Курбан» переводится как: 1) приближение, 2) все то, что приближает к Всевышнему Аллаху. В терминологии шариата «Курбан» означает: «закалывание животного по канонам Ислама с намерением совершения обряда жертвоприношения и с соблюдением условий, соответствующих обряду».
История жертвоприношения
Обряды жертвоприношения присутствуют во всех религиях. История курбан-байрама уходит корнями в древность. В Благородном Коране об этом сказано:
(И взмолился Ибрахим (Авраам)): «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике. Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я закалываю тебя.
Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: О Ибрахим (Авраам)! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание (или явная милость). Мы выкупили его великой жертвой (Вместо сына Ибрахима (Авраама) Исмаила, Аллах ниспослал на заклание жертвенного овна). Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву. Мир Ибрахиму (Аврааму)! (СвященныйКоран, 37/100-109)
Как это и следует из данных аятов, жертвоприношение началось с первых людей на Земле - с сынов Адама (а.с), продолжилось до времен пророка Ибрахима (Авраама) (а.с.), и было узаконено во времена последнего посланника Аллаха Мухаммада (с.а.в.) во втором году по мусульманскому летоисчислению.
Для кого совершение обряда жертвоприношения является обязательным?
Обязанность совершения обряда лежит на тех мусульманах, которые в дни жертвоприношения имеют достаточно средств, чтобы купить жертвенное животное. На обязанность жертвоприношения указывает 2-й аят суры "Каусар" ("...совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву").
В чем смысл и польза от совершения обряда жертвоприношения?
Прежде всего, необходимо отметить: любой обряд поклонения должен выполняться согласно велению Всевышнего Аллаха. Если в намерении помимо довольства Аллаха появляется какая-либо иная цель, то такое поклонение становится недействительным.
Предписания Всевышнего Аллаха наполнены мудростью и пользой для людей, из чего нам известна лишь малая часть. Что касается пользы от жертвоприношения, то ее можно условно подразделить на 4 группы:
1. Польза для жизни после смерти
1) Достижение довольства Всевышнего Аллаха через выполнение Его предписаний
2) Удостоиться прощения грехов
2. Польза для ближнего мира
1) Демонстрация красоты и универсальности Исламской веры через примеры высокой нравственности и благотворительности.
2) Перед принесением животных в жертву в обязательном порядке поминается имя Аллаха, что, в свою очередь, является испрашиванием Его дозволения. Тем самым мы приучаем себя все наши дела начинать с бисмилляh -поминания Его великого имени. А постоянное поминание Всевышнего и подчинение Ему приведет нас к счастью в обоих мирах, иншаллах.
3) Укрепление физического и психического здоровья, современному человеку, который ведет преимущественно сидячий образ жизни, будет полезно погрузиться в приятную заботу, по поводу Курбана. Таким образом, выведя себя из привычного состояния он меняет обстановку, вырывает себя из когтей обыденности, тем самым получает заряд положительных эмоций, Приобщаясь к этому коллективному мероприятию, он сильнее чувствует свою принадлежность к единой исламской умме. С другой стороны, люди с ограниченным достатком получают возможность запастись мясом, пополнить дефицит животного протеина и других полезных веществ в организме. Таким образом, Курбан можно смело назвать комплексной профилактикой от многих современных недугов, в том числе и стресса.
4) Видя, как животное приносится в жертву, ради Его же Создателя, современный беспечный человек еще больше задумывается о своей тленности, чувствует свою слабость и нужду перед Вечным Всевышним Творцом.
5)Ислам призывает человека во всем стремиться к совершенству. И это должно отражается даже на жертвоприношении. Поэтому, следуя пророческому наставлению, мусульмане перед закланием острее затачивают свои ножи, дабы не мучить животное.
3. Польза для личности
Человек, подчиняющийся предписаниям своего Господа приходит к пониманию того, что он является рабом Всевышнего Аллаха. Богатые люди избавляются от таких негативных качеств как: жадность, преследование сугубо личных интересов, праздность, равнодушие, невнимание к окружающим людям и т.д. Бедные люди избавляюются от таких пороков, как: зависть, месть, потеря надежды, недовольство своей судьбой и т.д. Люди преклонного возраста, ставя себя на место Ибрахима (Авраама) (с.а.в.) пееренимают у великого пророка такие благородные черты, как: терпение, искренность, завершение начатого дела до конца, учатся во всем полагаться на Аллаха. Молодежь, ставя себя на место Исмаила (а.с.), учится: терпению, подчинению Всевышнему Аллаху и послушанию родителям, вере в предопределение.
6) Для людей определенных профессий появляется возможность дозволенного заработка (шоферам, ветеринарам, работникам сельского хозяйства, мясникам и т.д.)
7) Удовлетворение потребности человека в пении. В дни жертвоприношения верующие читают мелодичные такбиры-ташрик - особые праздничные прославления Всевышнего. Их смысл и мелодичность наполняют души умиротворением, успокаивают верующих.
4.Польза для общества
1) Занятие в одно и то же время одним и тем же делом придает правоверным чувства единства и силы.
2) Предания о сынах Адама, история пророков Ибрахима (Авраама) и Исмаила (а.с.) напоминают нам о преемственности поколений и общности нравственных ценностей всех авраамических религий.
3) Поддержание родственных уз. В дни Курбана родственники собираются, чтобы вместе провести этот праздник.
4) Укрепление братских отношений среди верующих.
5) Соблюдение прав соседей. При раздаче мяса жертвенных животных своим соседям и поздравляя их с праздником создается атмосфера добра, любви и взаимопомощи, тем самым улучшаются отношения между людьми
6) Сближение города и села. Помощь в развитии сельского хозяйства.
7) Сокращение пропасти между социальными классами.
8) Протягивание руки помощи малообеспеченным слоям населения.
Как мы видим, обряд жертвоприношения наполнен глубоким смыслом и мудростью, и приведенные нами примеры - лишь малая их часть, ибо только Одному Всевышнему известны все грани мудрости божественных предписаний. И еще раз подчеркнем, что основная суть любого обряда в Исламе - это достижение безграничной милости и довольства Всевышнего Аллаха.