21.01.2009 в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась персональная юбилейная выставка Фарида Абдрахмановича Суюрова
Творчество Фарида Абдрахмановича Суюрова одна их самых проникновенных и волнующих страниц истории развития пейзажа живописи Татарстана второй половины XX — начала XXI веков. Его искусство пример того, какое большое содержание может раскрыть в своих поэтических живописных произведениях художник пейзажист, с какой силой способен он, изображая природу, передавать в своих картинах глубокие и сложные человеческие переживания.
Суюров — певец средней полосы России, Поволжья. Художник любовно раскрывает очарование скромных маленьких его уголков: «Река Сумка» (2005г.), «Лесной пруд» (2007г.) и создает величавые образы, в которых передает силу и красоту родной природы — «Февраль» (2002г.), «Лето» (2004г.).
В основе картины Суюрова лежат этюды с натуры: он много работает на пленэре, объездил всё Поволжье и Прикамье, часто выезжает в Марийские леса, на Илеть, а также на Мешу и Вятку. Так появились чудесные лирические циклы «Илеть многоликая» и «Мёша»: вдохновенные серии «портретов» этих рек в разное время года и суток. Художник удивительно тонко чувствует и отображает малейшие изменения природы: сияет и переливается на солнце сочная влажная зелень травы и деревьев. Бесчисленны оттенки изумрудной зелени среди которых темнеют стволы деревьев. Немногие живописцы могут увидеть то цветовое богатство, которое показал Суюров в этом произведении «Илеть» (2007 г.) А как естественна композиция картины — в ней нет и намека на «сочиненность».
Некоторые полотна мастера переносят зрителя в мир волшебных преданий и легенд - «Марийская сказка», «Илеть», «Меша» (1997— 2007).
В 2007—2008г.г. художник создал целую серию пейзажей Волги. «Волжская симфония» — это семь зрелищ, семь видов великой реки, в которых он раскрыл семикратный, помноженный на состояние и фазы проявления его портрет. В пейзажах он как бы подвел итоги поиски вечной, нетленной красоты проявленного мира. От частных видов, воплощающих реку в разное время дня, в разной психологической наполненности, от нежной печали на грани меланхолии — до напряженного взрыва бурных закатов, он следует к какому-то отстоявшемуся, законченному образу великой воды.
И вот как выполнение этой задачи рождается реалистическая, степенная и монументальная работа «Волжские берега» — с отображением слоистых на весь лист массивных берегов, следующих вслед за движением воды вместе с раскрытыми от времени известковыми породами и густыми отражениями на водкой глади, с желтыми - безбрежными кустарниками наверху, отображенными с высокого ракурса, с уровня птичьего полета. Мощь реки подчеркивается необъятностью простора наверху и масштабным соотношением береговых высот с размерами небольшого плывущего вдоль реки рабочего судна... В берегах - слоях как бы разместилась вся история Волги, этапы исторического пути живущего здесь народа, боль и переживания, герои песни, труд и радости, тревоги и бесконечная сила...
Творчество Ф.Суюрова - продукт очень цельного, гармонического и внутренне последовательного миросозерцания. Это мироведение нацелено на основополагающие ценности цивилизации, этнокультурные богатства мира. Так закономерно входят в поле его искусства памятники зодчества Казани, несущие черты самобытности к сакральности («Вид на Спасскую башню», «Мечеть Марджани» и др.), а так же тукаевская тематика, интерпретируемая, как выражение духовного взлета нации, и интеллектуализма.
Жизненный и творческий путь Ф.А.Суюрова не был простым и безоблачным. Выпускник Казанского художественного училища и художественно-графического отделения Чувашского Государственного педагогического института, он более 30 лет отдал педагогической и административной деятельности: был директором Казанского художественного училища и Художественного Фонда РТ, директорствовал и преподавал в детской художественной школе № 5. Человек удивительной душевной деликатности, такта и обаяния, он был и остается любимцем своих многочисленных учеников, многим из которых помог найти дорогу в Искусство.
Суюров виртуозно владеет различными техниками живописи акварель, масло, пастель. Пастель с ее бархатностью, тонкостью, мягкостью и нежностью стала излюбленным материалом художника. Его творчество пользуется широкой известностью не только в РТ и РФ, но и в дальнем зарубежье: его произведения хранятся в галереях Турции, Голландии, Великобритании, Финляндии; он постоянно участвует в зональных, автономных и всероссийских выставках. С большим успехом прошло несколько его персональных вернисажей в Татарстане. Это всенародное признание — не случайность: он творит для людей его ведение мира, отображающееся в чудесных лирических полотнах, покоряет людей в разных уголках земли.
Вступивший в мир культурной памяти отечественного искусства Суюров шаг за шагом последовательно оправдывает свое предназначение мастера, работающего во имя сбережения красоты и духа.
Адрес: Казань, Кремль, Музейный комплекс «Хазинэ», 3-ий подъезд, Национальная художественная галерея «Хазинэ»,
Тел: (843) 5678-043